«Кризис коснется строительства ближе к 2021 году» Эксперты отрасли о проблемах рынка и перспективах жилой недвижимости. 21.by

«Кризис коснется строительства ближе к 2021 году» Эксперты отрасли о проблемах рынка и перспективах жилой недвижимости

Размер текста:
A
A
A

Источник материала: realt.by

Что происходит на строительном рынке? К чему готовиться производителям и поставщикам? Есть ли возможность расти, и если да, то как? Топ-менеджеры строительных компаний, руководители производств и директора заводов откровенно обсудили, чем живет рынок. Организатором круглого стола «Строительный рынок: новый кризис?» выступил Центр поддержки предпринимательства «Деловые медиа» совместно с БНТУ и РУП «Белстройцентр».


Об экономических кризисах белорусы знают не понаслышке. Каждые 3-5 лет страна переживает серьезные потрясения. Перестраиваться под новые реалии приходилось всем, в том числе стройотрасли. Раньше большинству строителей удавалось подстроиться под обстоятельства, однако 2020-й рискует стать особенным. На «вирусную» историю наложилось падение цен на нефть, проблемы в крупнейших экономиках мира (Китай, США, ЕС) и закрытие рынка РФ для экспортеров. При этом единого мнения по поводу происходящего нет, прогнозы экспертов «полярны», кто-то занял выжидательную позицию, кто-то продолжает работать.

Эксперты отрасли решились на откровенный разговор, чтобы разобраться в ситуации, найти антикризисные решения и поддержать друг друга в сложной ситуации. Руководители крупных производств и компаний рассказали, как выживают в период пандемии коронавируса и что ждет рынок дальше. 

«Ажиотажный спрос на стройматериалы»

Михаил Лазарашвили, директор ОАО "Завод керамзитового гравия г. Новолукомль":

— По результатам первого квартала никаких изменений мы не наблюдаем, более того – в объемах производства и продаж приросли примерно на 30%. Конечно, мы чувствуем отрицательную динамику по внешним рынкам. Вместе с тем по первому кварталу у нас все-таки плюс 11% к объемам за аналогичный период прошлого года.

Уже, по апрелю месяцу мы видим резкое падение объемов реализации на внешних рынках. Мы оцениваем второй квартал 2020 года на уровне 50% от второго квартала 2019-го года. При этом страны ведут себя по-разному: Россия сохранила объемы на уровне прошлого года, по Германии есть небольшой прирост, а вот по Прибалтике – падение.

Что на внутреннем рынке? Проговорю несколько аспектов, которые влияют на ситуацию. Первое – девальвация белорусского рубля. При девальвации обычно ожидается ажиотажный спрос на строительные материалы. Это связано с тем, что люди стремятся вложить накопления в материалы, которые им понадобятся для строительства и могут подорожать. Сейчас мы ощущаем этот ажиотажный спрос.

Вполне возможно, что сегодня по инерции используют строительные материалы объемов прошлого года наши строительные организации. Финансирование идет. Но, если нам не удастся удержать падение ВВП, то, конечно, падение объемов финансирования строительства будет неизбежным, как и объемов потребления строительства.

Так как у нас доля экспорта занимает порядка 25% от всего объема реализации, то пока мы чувствуем себя уверенно. Гораздо сложнее тем, у кого производство ориентировано на экспорт на 70% или 80%. Там наблюдается катастрофическое падение объемов продаж. Надеюсь, что ситуация исправится. Уже сегодня европейские страны начинают смягчать условия карантина, точечно открывать предприятия.

Общее мнение по данному вопросу такое – локомотивом восстановления экономик стран должно стать строительство. Для этого, конечно, необходимо иметь источники его финансирования. У кого-то они есть, у кого-то нет. Боюсь, наша страна не в завидном положении. Европейские страны серьезную финансовую поддержку восстановлению экономики будут оказывать, надеюсь, что мы сможем этим воспользоваться и восстановить продажи на внешние рынки.

Что делать в такой сложной ситуации предприятиям? Скажу за себя. Мы не сворачиваем программы, которые предусматривают организацию выпуска новых видов продукции, продолжаем работу с научно-исследовательскими институтами, модернизацию производства. Мы стараемся ориентироваться на завтрашний день и прийти к моменту, когда экономики начнут восстанавливаться, с новыми видами материалов. На мой взгляд, это должно дать положительный результат.

«В европейском доме проданы почти все квартиры»

Александр Романюк, генеральный директор КУП «БРЕСТЖИЛСТРОЙ»:

— В этом году нашему домостроительному комбинату исполнилось 50 лет. На производстве работает около 2600 человек, второй год подряд мы загружены на 100%. Я не хочу озвучивать какие-то проблемы и вступать в полемику, в это время надо быть оптимистом. Мы работаем слажено, выполняем все поручения области и республики. Успешно закончили первый квартал, идем с приростом порядка 120%, сдали жилье, которое планировали.

Во втором квартале нам предстоит построить и ввести в эксплуатацию 880 квартир, нагрузка солидная и сегодня, невзирая на ситуацию в стране и мире, весь коллектив работает. Политика нашего государства правильная – руководителям надо быть сильными духом, знать обстановку, давать пример всему коллективу. В этом, как мне кажется, и есть сила борьбы с теми условиями, в которые мы попали.

На сегодня мы не прочувствовали каких-то негативных моментов по комплектации наших производств. По всем направлениям я ежедневно провожу конференции, каждый день мы этот вопрос рассматриваем.

Что касается наших зарубежных проектов, их немного. Развиваются отношения и есть отделение в Вильнюсе. Там заключен дилерский договор, он только начал действовать и, понятно, что на сегодня он заморожен. Развивать и терять время на это сейчас необходимости нет.

В России мы взяли в аренду землю на 9 лет, построили 120 квартир, практически все из которых уже проданы. Продажи нельзя назвать быстрыми, два года мы их реализуем, на сегодня в продаже осталось порядка 10 квартир. Думаю, в ближайшее время мы эту тему закроем.

Заключен договор и ведутся работы по строительству логистического комплекса в Калининградской области. Были опасения, что проект будет заморожен, однако стройка ведется без перерывов. Нам удалось найти понимание с работниками – работы продлены до 1 июня, созданы необходимые условия труда с точки зрения безопасности для здоровья, пересмотрены материальные отношения. Форс-мажорных обстоятельств нам не признали и мы вынуждены продолжать работать. Других проектов за границей у нас на сегодня нет.

Прогнозировать что-то и пугать себя я не собираюсь, надо верить в хорошее. Те мероприятия, которые реализуются у нас на предприятии, не пересматривались. Производство изделий домостроения расширяется, мы практически полностью перешли на немецкое и итальянское оборудование. Это дает нам возможность конкурировать не только в республике, но и на европейском рынке. К нам уже приезжала делегация из Литвы, дав положительную оценку проекту европейского дома. Тот дом оказался дороже, но все квартиры, кроме двух однокомнатных, уже реализованы. Это направление мы планируем развивать и дальше.

Что касается коллектива – все работают, никаких кадровых изменений мы не планируем. Сейчас, как никогда, необходимо уделить внимание каждому человеку. Состояние здоровья людей, их настроение – главное для меня в это время. На мой взгляд, всем руководителям сейчас нужно взять на себя большую ответственность, как на фронте.



«Апрель – месяц стагнаций»

Виктор Дичковский, директор Филиала «Барановичский КЖБК» ОАО «Кричевцементношифер»:

— Такую пандемию мировое сообщество переживает впервые, она подкосила и людей и экономику, но мы должны быть сильными духом и не поддаваться панике.

Если говорить о рынках, мы экспортоориентированное предприятие. Более 50% продукции из железобетона поставляется на экспорт, прежде всего – в Российскую Федерацию, в страны Евросоюза, на Украину. В этой ситуации мы видим, что апрель – месяц стагнации наших рынков. Но я придерживаюсь позитивных прогнозов – мы видим, что рынки уже оживают. Конечно, человеку каждый день нужно кушать, а наш продукт другого качества. Но и наш рынок оживает – ведутся активные переговоры, поступают новые заказы, мы полагаем, что открытие границ и снятие карантинов дает основание, что рынки оживут и мы будем работать более уверено.

Если говорить о внутреннем рынке, то он не испытывает таких пандемических угнетений как это прогнозировали некоторые специалисты.

Мы не остановили производство, не загрузились на складе, практически все, что производим, – отгружаем. Если говорить о том, сколько продукции сейчас есть на складе, то у нас есть небольшой запас, но это нормально. Серийная продукция, которую мы выпускаем, за зимний период должна накапливаться. Есть ажиотажный спрос, который возникает в сезон, и его нужно удовлетворить. Это происходит за счет складских остатков. Сейчас мы имеем полуторамесячный запас, что совершенно не критично. Мы видим, что он уйдет, когда возникнет более высокое потребление.

Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ситуация с точки зрения болезни наших людей исправится, и рынок пойдет по нарастающей.

Всех интересует, как обстоят дела в регионах – у нас кризиса нет. Сегодня на больничном находится 7 человек, один из них – с повторной пневмонией, подозрением на коронавирус. Для себя мы приняли решение – на всякий случай отправлять людей после больничного в отпуск. Возможно, кто-то посчитает такое решение жестким, но рисковать мы не можем. Это позволяет защитить коллектив от распространения вируса. У нас работает 500 человек, у всех есть семьи, и рисковать здоровьем людей мы не можем.

«Кризис коснется строительства в 2021-2022 годах»

Дмитрий Станкевич, директор ООО «РодолитАква»:

— Мы инжиниринговая компания, занимаемся очистными сооружения. У нас две функции – подбор решений и поставка оборудования. Начну со второй части, наверное, это всем интересно. В основном это, конечно, импорт в Россию и Европу (Финляндия, Франция, Польша, Литва). Так вот, из всех наших заводов, остановка производства была только во Франции – 24 марта один из заводов закрылся, на заводе предприняли все необходимые меры по предупреждению распространения коронавируса и через 1,5 недели работы были восстановлены. Все остальные производства не закрывались, поставки не останавливались.

Что касается логистики – с Европой стало даже немного легче, так как нет проблем с поиском транспорта; в России немного посложнее, но в целом нормально.

Что касается инжиниринга – со 2 апреля мы перешли на «удаленку», работы даже прибавилось. Конечно, есть проблема с коммуникацией – многие процессы построены на общении, а сейчас активно проводить встречи трудно. Есть определенные нюансы и надо их учитывать. Надеюсь, ситуация с пандемией не затянется надолго.

Если говорить про рынок недвижимости Беларуси, то, на мой взгляд, кризиса в строительстве мы сейчас не имеем. Рынок среагирует ближе к 2021 – 2022 годам, так как «пароход» резко не остановишь. Проекты, которые ведутся сейчас, будут закончены. Потом получится ситуация, которую мы пережили в 2015-2016 году – никто не захочет ввязываться в новое строительство. Вот это, наверное, самый неприятный момент для рынка. На мой взгляд, в этот момент необходимо отсечь все неприбыльные проекты и не ввязываться в неприбыльные мероприятия. Надо выделить сильные проекты и пустить силы на их развитие, сохранять сильных сотрудников, избавляться от не очень компетентных сотрудников.

Что касается вируса, мы воспринимаем проблему серьезно и в Беларуси пик, к сожалению, еще не пройден. Когда вирусная история закончится, начнутся остальные – финансовые и т.д. К этому нужно быть готовым.



«Первыми пострадают проекты, которые готовятся к старту»

Дмитрий Лукьянов, профессор кафедры «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Филиала БНТУ "Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала", эксперт по проектному менеджменту:

— Много хотелось бы говорить про оптимизм, но я позволю себе выступить «в черной шляпе». Коллеги уже отмечали, что сфера строительства характеризуется некой инертностью. И, если, грубо говоря, происходят изменения на рынке, то, так или иначе, первыми страдают те проекты, которые готовились к старту. Зачастую от них просто отказываются.

Если кто-то помнит 2008-й год, то мир прочувствовал кризис еще весной, мы же только к концу 2008-го, началу 2009-го года. Так, к примеру, на рынке Украины я наблюдал волнообразное развитие истории. Кто работал на финальных стадиях строительных проектов, завершал стройку. А вот тем, у которых процент готовности объекта был ниже 80%, зачастую приходилось принимать очень трудное решение – отказаться от завершения, ввалив остатки финансирования в объекты с более высокой степенью готовности. Примерно два года потребовалось рынку, чтобы восстановиться.

Серьезный вызов ждет и жилищное строительство. До этого рынок держался за счет привлечения кредитного финансирования. Однако ситуация уже меняется. Если посмотреть на продажи квартир в жилом комплексе на Космонавтов, который строит «МАПИД», то результаты аукционов печальны. На последних торгах достаточно большое количество квартир было не продано, а некоторые участники были вынуждены отозвать заявки. Одна из причин – людям отказали в финансировании. Так или иначе мы зависим от того, кто у нас в конце цепочки с деньгами. И, если наши заказчики потеряют деньги, будет грустно.

Сейчас опасения есть у всех, в том числе в IT-отрасли. Компании задают массу вопросов и большинство из них касаются персонала: от кого стоит отказаться в это время, а кем лучше укрепить команду? На мой взгляд, людей надо сохранять. Рано или поздно кризис закончится и нужно думать не только о том, как его пережить, но и как потом быстро восстановиться. Безусловно выживут сильные, и те, кто умеет делать прогнозы и выбирать себе партнеров.

«Если тебе не нужно ездить на работу, то зачем жить в городе?»

— Некоторые эксперты рассматривают коронавирус как принуждение к цифровизации. Я общаюсь с коллегами из разных стран и ситуация, действительно, интересная. Оказалось, что люди могут работать удаленно, и на качестве их труда это не отражается. Если принятие дистанционной работы расширится, то в обществе уменьшится потребность в гипермаркетах и бизнес-центрах. Развитие получат службы доставки, логистика, складская недвижимость.

Следом, как ни странно, «полезет» рынок жилья. А как иначе? Если тебе не нужно ездить на работу, то зачем жить в городе? Отсюда — потенциальное развитие малого домостроения в пригородной зоне. Мир может очень сильно поменяться: образ жизни и мышление людей, привычки и требования к недвижимости. Конечно, Беларусь обладает некой инертностью и в ближайшей перспективе мы продолжим жить по старому сценарию. Но: как долго?

В последние годы объемы строительства росли, особенно в Минске, и сегодня некоторые застройщики вынуждены правдами и неправдами сбрасывать квадратные метры даже на объектах высокой стадии готовности. Вместе с тем, потребители становятся все более требовательными к продукту, который выбирают. Помимо расположения и цены, появилось много других факторов, влияющих на выбор покупателя. Смена пользовательских предпочтений, может очень серьезно повлиять на сбыт построенных или начавшихся проектов, которые создавали, опираясь на другие парадигмы.

Читайте также:

Лукашенко: «Пусть не ждут, что мы рестораны будем поддерживать»

Сколько будут стоить таунхаусы для многодетных минчан в Соколе? Мингорисполком рассказал о ценах

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что происходит на строительном рынке? К чему готовиться производителям и поставщикам? Есть ли возможность расти, и если да, то как? Топ-менеджеры строительных...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости о Коронавирусе)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика