Советы для родителей: О неприемлемых методах воспитания. 21.by

Советы для родителей: О неприемлемых методах воспитания

Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

44043802 - mother scolds her child

44043802 — mother scolds her child

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Мы  должны учиться быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и жёнами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям также сложны, изменчивы и противоречивы. Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.

Не унижайте ребенка! Мы (родители) иногда запросто можем сказать ребенку: « У тебя вообще голова на плечах есть?». Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ, о котором шла речь.

Не угрожайте! Мы (родители) иногда говорим: «Если ты еще раз сделаешь – ты у меня получишь!». Каждый раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны – они не улучшают поведение ребенка.

Не вымогайте обещаний! Последовательность действий порой бывает такова: ребенок сделал что-то, чего делать нельзя. А мама ему говорит: «Теперь обещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь»,– и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторит свою проделку снова. Мама обижена и расстроена: «Ты же пообещал!». Она не знает одного – обещание ничего не значит для маленького ребенка, который живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, когда он их нарушит. Если же он не чувствителен, то это только научит его цинизму: слово – это одно, а дело – совсем другое.

Не опекайте излишне! Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей ребенка что-либо сделать самостоятельно. Следует принять как девиз: «Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам».

Не требуйте немедленного повиновения! Представьте, что ваш муж говорит вам: «Дорогая, брось все и приготовь мне чашку кофе сию же минуту». Как вам это понравится? Точно так же это не нравится вашему ребенку, когда от него требуют, чтобы он немедленно бросил все, чем занимался. Нам, по крайней мере, следует предупредить его заранее: «Минут через 10 будем обедать». Мы вполне можем позволить поворчать ему немного: «Ой, мам! Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение подходит для марионетки, но оно не способствует формированию независимого и самостоятельного     человека.

Не потакайте ребенку! В данном случае речь идет о вседозволенности. Ребенок сразу почувствует, что родители боятся быть твердыми в соблюдении границ, боятся сказать ему «нет». Это вселяет в ребенка уверенность, что все правила резиновые – немножко поднажать, и они растянутся. Это может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами возможны горькие разочарования. Потакать ребенку – это значит лишить его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.

Будьте последовательны в своих требованиях! В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну (дочери) нарушать все правила (или их часть). В понедельник, когда ребенок делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Ребенку нужна последовательность в требованиях. Он должен знать, чего от него ожидают. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.

Не требуйте тогочто не соответствует возрасту ребенка! Если вы ждете от своего шестилетнего малыша, чтобы он слушался, как десятилетний, то этим вы вселяете в него чувство неприязни к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще по возрасту не способен. И это плохо скажется на развитии его самосознания.

Не морализируйте! Это вселяет в ребенка чувство вины и развивает отрицательную самооценку. Все морали в конечном итоге для ребенка сводятся к одному: «То, что ты сделал,– это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что мама делает для тебя?». Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если бы все это записать и потом дать прослушать мамам, они были бы поражены. Чего только они не говорят своим детям! Тут и угрозы, и насмешки, и постоянное ворчание, и, конечно, лекции на моральные темы. Установлено, что под влиянием потока ребенок «отключается». Это его единственный способ обороны, который он быстро осваивает. Конечно, он не может отключиться полностью и испытывает чувство вины.                                                                                                                                    Не лишайте своего ребенка права оставаться ребенком! Воспитывая детей, развивая у них самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право. Слушайте своего ребёнка! Когда ребенок что-то рассказывает вам, давайте ему понять, что вы его внимательно слушаете. Не надо в это время красить ногти, вытирать пыль, проводить время в мобильном телефоне. Ребенок сразу чувствует, что он не в центре вашего внимания, и у него пропадет охота говорить. Смотрите в глаза ребенку, чтобы он знал, что вы сосредоточены на том, что он говорит вам. Поощряйте его продолжить рассказ и спрашивайте: «А что было дальше». Когда вы отвечаете на вопрос ребенка, постарайтесь не быть многословным.

Помните о праве ребёнка на личную жизнь! Не стремитесь проникнуть во все уголки личной жизни ребенка. Ведь у человека есть не только потребность в общении, но и потребность в уединении, стремление побыть наедине с собой, когда хочется разобраться в себе, помечтать, подумать.

 Помните: чтобы добиться успеха в воспитании, недостаточно быть просто «педагогической энциклопедией» — надо применять различные способы управления поведением к своему неповторимому ребенку.

Т. ЮЧКОВИЧ,

педагог-психолог ГУО «СПЦ Шарковщинского района»

Comments are closed.

 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости о Коронавирусе)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика