Городской концертный оркестр г. Барановичи с удовольствием слушают не только в родном городе и родной стране, но и во Франции, Италии, Германии, Польше, Австрии… Согласитесь, это говорит об определенном уровне. «Мы хотим развеять миф о провинции. На периферии тоже много талантливых людей», — заявляет художественный руководитель и главный дирижер оркестра Василий Прадун. В разговоре с корреспондентом «7 дней» маэстро поделился своими профессиональными секретами и жизненными наблюдениями.
Дирижер должен быть лидером!
Василий Прадун уверен, что для руководства творческим коллективом жизненно необходимы сильный характер и лидерские качества. «Иначе ты просто не состоишься как профессионал, — утверждает мой собеседник. — Этому не научишься, это должно быть врожденным. Любой дирижер немного владеет гипнозом, и это нормальное явление. Во время выступления между мной и музыкантами постоянно идет зрительный контакт. Руки — это руки, но этого мало. Когда музыкант встречается с дирижером глазами, он реагирует намного быстрее».
А что важнее всего для музыканта? «Вообще, в музыке важны не только уши, не только наработанная техника. Очень важно сердце и душа. Может быть идеальный слух, но если нет сердца, это будет неэмоциальный, мертвый исполнитель, — отвечает на мой невысказанный вопрос маэстро. — Так что музыкант должен быть эмоциональным — это основное условие».
Самому Василию Степановичу лидерских качеств и настойчивости не занимать. Много лет назад детская мечта играть в духовом оркестре привела его в музыкальную школу, Барановичское музыкальное училище, а затем и в Белорусскую государственную консерваторию, после окончания которого он получил квалификацию артиста, преподавателя по классу трубы и дирижера духового оркестра. Потом была служба в оркестре штаба Краснознаменного Белорусского военного округа, преподавание в Барановичском музучилище, куда он попал по распределению, в Белорусской академии музыки, дирижером духового оркестра «Фанфары Беларуси» Белорусской Академии музыки.
Он очень хотел создать в родном городе профессиональный музыкальный коллектив. «Самодеятельные коллективы — всегда временные. Год прошел, 4-й курс выпущен, ты приходишь в сентябре и начинаешь все сначала, фактически с нуля... Я семь лет вел борьбу за свой оркестр, — рассказывает Василий Прадун. — И благодаря Михаилу Павлову, который являлся тогда мэром города Барановичи, в 1998 году было принято решение придать городскому концертному духовому оркестру официальный статус».
И оркестр подтвердил свой профессионализм. Он уже давно постоянный участник марш-парадов не только на улицах родного города и других городов области и республики, демонстрируя зрелищное дефиле, пользующееся огромным успехом у зрителей и любителей духовой музыки. Этот оркестр за 10 лет своего существования объездил практически всю Францию, от Парижа и до Испании, участвуя в разнообразных, парадах, фестивалях цветов, карнавалах. И, конечно, в международных фестивалях духовых оркестров это всегда являлось главной целью каждой поездки за границу. А в 2003 году оркестр под управлением Василия Прадуна обслуживал традиционный 53-й Сан-Ремовский фестиваль, где председателем жюри был сам Паваротти!
«Наши мажоретки — самые красивые»
Играет оркестр под управлением Василия Прадуна всё: от Баха и до джаза. Особое внимание в репертуаре уделяется эстрадным произведениям. В концертную программу входят и танцевальные номера, исполняемые шоу-группой мажореток «Белорусский сувенир».
«Я никогда не забуду, как, впервые выехав на фестиваль во Францию в 1993 году, увидел там мажореток, — вспоминает Василий Степанович. — И решил организовать такое у нас. В Беларуси этим никто не занимался до меня. Но ведь это очень красиво смотрится, очень зрелищно: девочки, которые, когда оркестр ходит по улицам с дефиле, идут перед ним. Я загорелся, организовал у нас в Барановичах шоу-группу. Первые годы, когда мы выезжали за границу, выглядели, если говорить откровенно, не самым шикарным образом. Сегодня мы ничем не отличаемся в этом плане от Запада. Наши девочки — самые красивые».
— Существуют ли различия в восприятии музыки западными слушателями и нашими?
— На Западе практически все хорошо знают музыку — и современную, и классическую, и воспринимают ее «на ура». У нас больше смотрят на «картинку», чем слушают музыку, не так обращают внимание на уровень исполнения.
— А что скажете об умении отдыхать, «фестивалить»?
— У них здорово проходят карнавалы, очень красочно. Так, в той же Франции каждую весну проходят весенние карнавальные шествия. Причем фестиваль начинается где-то в 10 часов вечера. У нас, сколько я ни бьюсь, вечером в 11 часов уже все заканчивается. Культура поведения у нашего населения иногда оставляет желать лучшего. На Западе тоже выпивают, чего скрывать, но при этом нормально себя ведут. Там очень распространены ночные дефиле с оркестром. Мы выходим играть ночью, всюду лазерные лучи… Это так здорово смотрится! В полночь программа только начинается, и это считается нормальным. Там молодежь веселится, танцует, кричит, визжит. И водой брызгаются, и конфетти друг друга обсыпают — веселье через край. Но все это совершенно безопасно...
Хотя, если брать организационные моменты, то у нас, я считаю, все организовано даже лучше. У них бывают всякие накладки, задержки на час-полтора. Так что не надо говорить, что там все идеально. Бывают проколы, и еще какие! У нас в городе такого не было.
Кстати, Василий Прадун — один из инициаторов Республиканского фестиваля духовых оркестров «Белорусские фанфары», который проводится в Барановичах с 1996 года. Он уже стал традиционным, а в прошлом году, учитывая то, что известность фестиваля давно перешла границы республики, здесь был проведен 1-й Международный фестиваль духовой музыки. «Через 2 года городу Барановичи исполняется 140 лет. Во время празднования 140-летия города планируется провести 2-й Международный фестиваль-конкурс духовых оркестров и мажореток и очередной фестиваль духовой музыки «Белорусские фанфары». Сейчас определяемся с программой конкурса, потом вышлем ее оркестрам, чтобы у них был год для подготовки. Я со своим оркестром буду представлять Беларусь», — делится планами маэстро.
«Хочется уже больше заниматься концертной деятельностью, выезжая в Европу, а не только участвовать в фестивалях, — говорит Василий Прадун. — Если оркестр станет государственным, то будем организовывать уже коммерческие поездки во Францию и Италию, зарабатывать для своей страны валюту. Я разговаривал с зарубежными менеджерами. Они готовы взяться за организацию гастрольного тура…».