В условиях острого дефицита режиссеров поиски постановщиков со стороны неизбежны. Но в Гродно всерьез рассчитывают и на собственные силы...
В Гродненском областном драматическом театре сейчас самая популярная вещь — календарь. Туда часто смотрят все: от гардеробщиц и уборщиц до актеров и режиссеров. Отсчет идет уже на дни, когда здесь наступят большие перемены. На носу ведь новый театральный сезон, а ремонт в здании еще идет полным ходом. Под стук молотков и рев пил актерам нередко приходится репетировать премьеры. Но за полтора года труппа уже привыкла к таким строительным «постановкам». Как смирилась и с тем, что в очередной раз осталась без главного режиссера. Одно время эта знаковая должность здесь пустовала... 8 лет! Теперь на такой длительный срок не рассчитывают, а потому ждут нового назначения и гадают, кто же и когда возглавит коллектив.
Прежний главреж, Валентин Мацулевич, вернулся в Латвию. За год работы по контракту в Гродно он оставил после себя отменный творческий след — 9 премьерных спектаклей, причем треть поставил сам. И это в условиях бесконечного ремонта и продолжительных гастролей. Но заданный темп в театре снижать не собираются: в ближайшие месяцы здесь покажут три новых спектакля. Один из них, «Графиня Шарден», 3 октября откроет 63–й театральный сезон. Любопытно, что это первая профессиональная работа молодого минского режиссера Натальи Родиной.
В условиях острого дефицита режиссеров поиски постановщиков со стороны неизбежны. Но в Гродно всерьез рассчитывают и на собственные силы, причем «играющими тренерами» выступят как раз ведущие актеры. Сергей Куриленко ради этого оканчивает курсы под руководством профессора Леонида Хейфица, а Светлане Литвиненок еще предстоит пройти уроки самого Марка Захарова, и тоже в Москве.
А вот еще недавно острую проблему актерских кадров в Гродно практически решили, открыв театральную группу в местном колледже искусств. Только в этом году шесть его выпускников пополнили коллектив театра. Им повезло, ведь предстоит выступать сразу на новой сцене — в Большом зале она уже готова принять актеров.
Директор театра Григорий Марковец с удовольствием показывает мне обновленные помещения и с ужасом вспоминает, в каких условиях приходилось работать еще пару лет назад:
— Доходило до того, что протекала крыша, вода порой лилась на сцену даже во время спектаклей. Из дырявых окон свистел ветер, оттого в зале зимой было холодно. А на неровном полу сцены в любой момент можно было получить травму. И это не преувеличение, ведь здание за четверть века эксплуатации никогда не ремонтировалось. Нам приходилось работать на старом и непригодном оборудовании шестидесятых годов, звук и освещение не выдерживали критики. Но теперь это уже все позади.
После капитальной реконструкции от здания фактически останутся только прежние стены, но со свежим фасадом, вся же внутренняя начинка, включая коммуникации, заменена. Мрамор и хрусталь в вестибюле, новая техническая оснастка сцены и зала — все выглядит теперь как с иголочки. И неудивительно: из областного бюджета на ремонт и благоустройство близлежащей территории уже ушло почти 35 миллиардов рублей. За эти огромные средства прежде всего удалось привести в порядок главный зал. По вместимости (650 мест) он самый большой среди зданий драматических театров Беларуси, опережая на добрую сотню зрительских кресел ближайшего конкурента.
Именно на главной сцене пройдет премьера «Графини Шарден». Ремонтные работы теперь продолжаются лишь в Малом зале, рассчитанном на две сотни мест. Григорий Марковец очень надеется, что к Новому году там будут хозяйничать уже не строители, а актеры. Но для этого понадобится вложить еще около трех миллиардов рублей.
Вот такие нынче денежные запросы у Мельпомены. И не только. Здание Гродненского драмтеатра — это ведь не просто помещение, где показывают спектакли. Сверкающее белизной шестигранное строение на высоком холме вблизи Немана давно уже стало своеобразной визитной карточкой города. А придало ему колорита и лоска недавнее открытие у главного входа необычного цветомузыкального фонтана. Сейчас это излюбленное место отдыха горожан, по вечерам там встретишь сотни прогуливающихся в одиночку и парами людей.
Будет ли такая же «массовка» в зале во время спектаклей, уже скоро узнаем, осталось сорвать лишь несколько листков календаря...