Фольклорная палитра. 21.by

Фольклорная палитра

02.11.2009 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Иван КИРЧУК: мы открываем тайны По словам автора, в издание вошли более чем десятилетняя история "Троицы", дневниковые записи и путевые заметки, проза, стихи, притчи.

"Мы открываем тайны "Троицы", чтобы не думали, что все легко дается, - рассказал корреспонденту "БР" И. Кирчук. - Все было: и на камнях спали, и всухомятку ели. Приезжали на международные фестивали, а на нас смотрели, как на экзотику. Но благодаря мощи белорусского фольклора мы пробирали публику до глубины души".

"Троица" начинала работать в 1995 г., - продолжает И. Кирчук. - В 1997 г. мы выступили на рок-фестивале в Питере, на нас обратил внимание Юрий Шевчук, потом пригласил Стас Намин, и только после этого нас заметили в Беларуси. А в 1997 г. мы впервые выехали в Голландию".

В разные годы этнотрио "Троица" выступало в Голландии, Боснии, Венгрии, многих других странах. За последние десять с лишним лет коллектив принимал участие более чем в 80 фестивалях. Обо всем этом рассказывается в книге.

По словам И. Кирчука, огромную работу при подготовке издания проделал Геннадий Дмитриев, много лет проработавший заместителем главного редактора журнала "Полымя", отец гитариста "Троицы" Юрия Дмитриева. Он систематизировал записи автора, разместил их в хронологическом порядке.

На страницах книги И. Кирчук размышляет и о состоянии белорусской традиционной культуры, исследованию которой он посвятил много лет не только как музыкант, но и как сотрудник кафедры этнологии и фольклористики Государственного педагогического университета им. М. Танка.

"Это больной вопрос, - сказал он в интервью "БР". - Меня включали в состав жюри многих фестивалей, но после того как я давал свою оценку увиденному, меня туда, как правило, больше не приглашали. Почему? Потому что всех устраивает сегодняшнее состояние фольклора, а оно, на мой взгляд, плачевно. За время поездок по разным странам - и с "Троицей", и раньше, с фольклорным коллективом "Дзiва", - мы видели разные фольклорные программы и разные направления развития фольклора в мире. У нас же все заморожено и застыло в плохой форме. Если с телеэкрана звучит "чарка и шкварка", это не есть народная мудрость".

"В народных песнях мы касаемся каких-то очень святых тем, - продолжает И. Кирчук. - Я учу студентов бережно относиться к фольклору. Нельзя измываться над традициями своих предков. А когда в шоу на телевидении девушка в национальном костюме садится на шпагат и это подается как что-то народное, то получается именно издевательство. Но главное в том, что зрители считают это лучшими вариантами. Были передачи "Запрашаем на вячорки", "Спявай, душа!" - и все эти программы на одно лицо! Такого не может быть, у нас есть разные песни, у нас шесть этнографических регионов. Недавно по ТВ показывали концерт ансамбля "Золотое кольцо" на "Славянском базаре". Это было жуткое зрелище. Но самое интересное, что публика слушала внимательно, улыбалась. Значит, ей все это нравилось. То есть все, что мы народу показываем, он будет смотреть. Но почему нет специалистов, которые не допустили бы этой всей ерунды на экран?".

По мнению И. Кирчука, у всех народов традиционная культура - это своего рода фундамент, на котором основана современная культура, и каждый народ интересен прежде всего своими традициями. Как пример - ирландские танцы, очень популярные во всем мире. Белорусские традиционные танцы не хуже, но нет к ним должного отношения, считает И. Кирчук.

"За те годы, что я занимаюсь фольклором, ситуация только ухудшилась, - говорит он. - В Институте этнографии и фольклора по два человека сидят на этаже, нет дотаций; Институт проблем культуры причислен к Университету культуры; получается, что сейчас нет базы и нет штата; из программ школ убрали дисциплину "мировая художественная культура", а что осталось? Во всем мире выпускается много дисков с этнографической музыкой, причем они хорошо продаются, и это шикарные деньги - 30 EUR за диск. У нас почти ничего нет. Все, что делается, делается на энтузиазме отдельных людей".

К числу энтузиастов, без сомнения, можно причислить и членов этнотрио "Троца". К слову, И. Кирчук, внесший существенный вклад в изучение и популяризацию белорусского фольклорного наследия не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами, со стороны государства не удостоен даже почетного звания "Заслуженный деятель Республики Беларусь".

В прошлом году И. Кирчуку исполнилось 50 лет. Только что изданная книга должна была выйти к его юбилею, но по разным причинам издана только сейчас, и буквально за два дня до ее презентации в Минске на пресс-конференции была получена в типографии.

В книгу вошла только часть материалов из архива И. Кирчука. Тем не менее автор пока не склонен продолжать эту работу.

"В начале года Национальный институт образования издал мою книгу, которая должна была называться "Кветка Перуна" , - говорит И. Кирчук. - Она включала 20 сценариев - от сказок для детей до "взрослых" сценариев. Но все, что я планировал, издать не удалось: изменили название на "Эстэтычнае выхаванне" и убрали все сценарии для взрослого зрителя. Почему с автором никто не хочет считаться? Автор вынашивал книгу не один год, создавались сценарии, подбирались ноты, огромнейшая работа была сделана... Пусть лежат эти горы материала у меня, ничего писать не буду".

В конце недели, 5 ноября, "Троица" выступит в Риге, а 15 ноября - в концертном зале "Минск". "Мы всегда очень серьезно готовимся к концертам в Минске, - сказал И. Кирчук. - Подготовка к таким концертам более сложная и в том плане, что есть возможность вынести на сцену большое количество инструментов. Прозвучит разная музыка, и, главное, это будет живая музыка. Исполним все лучшее из наших альбомов плюс новые произведения".

"Во время концерта мне нужно перебрать инструментов 50 вокруг себя, вовремя на них заиграть, - продолжает И. Кирчук. - Тут не только духовные, но и физические силы нужны, чтобы показать всю палитру белорусского фольклора, всю его мощь, все интонации. Диапазон широчайший - от фальцета до крика, как это есть в белорусском народе".

Свои дальнейшие творческие планы И. Кирчук связывает с фольклором. "Даже если не будет "Троицы", будут сольные проекты, то есть все равно будет работа, построенная на этом мудром материале", - говорит он.
 
Кирчук И. Автобаны и менестрели/ Под ред. Г. Дмитриева, А. Шамак. - Мн.: ООО "Ковчег", 2009. - 414 с.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Книга лидера этнотрио "Троица" Ивана Кирчука "Автобаны и менестрели" выпущена минским издательством "Ковчег".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика