Так уже сложилось, что храмы–крепости преимущественно строили на современных белорусских, литовских и польских землях. В этом была историческая необходимость: угрожали набеги татаро–монгольских и иных завоевателей. Существовала еще одна локальная причина: внешнее равноправие шляхты порождало анархию, вражду родов, вооруженные наезды на усадьбы. Защититься в храме было куда легче, чем во дворце. К тому же за наезд на святыню светил гродненский или минский трибунал. Таким образом, строительство храмов в оборонном стиле превратилось в довольно долгую, вплоть до эпохи барокко, местную традицию, весьма оригинальную и потому ценную. Вот почему, как сказал председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Республики Беларусь Владимир Счастный, теперь руководство Гродненской и Витебской областей готовит документацию для того, чтобы белорусские храмы–крепости внести в предварительный перечень кандидатур для включения в Список мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
А где вооруженное противостояние, защита от врагов, внешних и внутренних, там проявлялись чудеса и мужества, и духовности, там обнаруживались в лесах изображения Божией Матери и святых. Недаром ведь добрая половина чудотворных, коронованных икон (кроме Белыничской) разместилась как бы вперемежку с храмами–крепостями, создавая единую цепочку вдоль белорусско–литовского пограничья, очень удобную не только для христианского паломничества (оно уже здесь существует), но и для светского, познавательного туризма. Одним словом, надо обживать, обустраивать эту уникальную цепочку инфраструктурой. А там, смотришь, она присоединится к литовскому и польскому маршрутам, замкнется в международное кольцо.
Привлекательное начало
Очевидно, опорным пунктом для южного конца маршрута лучше всего выбрать Гродно. Сюда легко добраться и из Варшавы через Белосток, и из Вильнюса через Друскининкай, а летом — по Августовскому каналу.
О достопримечательностях Гродно писано много. Я же подробнее остановлюсь на объектах, имеющих самое непосредственное отношение к основной, духовной теме предлагаемого маршрута.
Прежде всего речь о фарном костеле, основанном в 1622 году, построенном в стиле барокко и названном именем святого Франциска Ксаверия. Особенно очаровывает его внутреннее убранство, главный (среди тринадцати!) алтарь с деревянными скульптурами апостолов, отцов церкви. В алтаре храма находится чудотворный образ Матери Божией Студенческой (Конгрегатской) — копия иконы из базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Кроме того, в фарном костеле достойны обозрения фрески, посвященные святому Франтишку Ксаверию, надгробие реформатора Антония Тизенгауза, а рядом со святыней — двухэтажное здание иезуитской аптеки, первой в Белоруссии (1687).
Туристов, безусловно, заинтересует гродненская Свято–Борисо–Глебская (Каложская) церковь второй половины ХII века — одна из старейших и оригинальнейших христианских святынь в Беларуси. Таких голосников в стенах, таких изображений на них (а также опасности обрушиться в реку) больше нет нигде! К сожалению, икона Коложской Божией Матери, также чудотворная, была вывезена в 1916 году в Москву и не вернулась назад... В маршрут желательно включить костелы бригиток (с неповторимым двухэтажным лямусом 1630–х годов во дворе), бернардинцев, францисканцев, богатые музей истории религии и историко–археологический музей.
При наличии свободного времени и желания можно также увидеть дворец последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского в Станиславове около Гродно, дворцово–парковый ансамбль эпохи классицизма в Святске, деревянную церковь конца XVII в. в Житомле, древнее городище в Индуре, место рождения выдающегося славянского филолога Евфимия Карского в Лаше, где создан его мемориальный музей.
К Сынковичам и Жировичам
Итак, выехав утром из Гродно в направлении Слонима, миновав Скидель и Рось, часа через полтора вы окажетесь в поселке Красносельский, известном своим цементным заводом, который вряд ли вас заинтересует. Лучше попробуйте на своеобразной машине времени переместиться в эпоху позднего неолита и бронзовый век. Помогут вам в этом красносельские кремнедобывающие шахты и кремнеобрабатывающие мастерские, где наши далекие предки изготавливали для себя копья и секиры. Шахты они копали рогами оленей.
От поселка Красносельский уже рукой подать до древнего Волковыска с его замчищем X — XIV столетий (подумать только: культурный пласт там — до двух метров!) и остатками фундамента древней церкви. Если время позволит, советую посетить Волковысский военно–исторический музей. Носит он имя известного полководца наполеоновской поры Петра Багратиона.
Дальше дорога ведет через Зельву в деревню Сынковичи, на северной окраине которой возвышается храм–крепость, построенный на рубеже XV — XVI столетий.
Из Сынковичей можно поехать в тот же Альбертин, благо дворец, где до войны действовали греко–католики, сохранился, если не считать стороживших вход львов из каррарского мрамора, исчезнувших в 1944 году. Но лучше все–таки осмотреть сам Слоним, а в нем — Андреевский костел (1775) с изображениями евангелистов, исполненными в стиле рококо, в нишах, а также внушительные стены монастырей бенедиктинок, бернардинок и бернардинцев, ратушу и синагогу, построенную в 1642 году. Не могу также не сообщить, что Слонимский районный краеведческий музей имени одержимого собирателя Иосифа Стабровского по праву может относиться к числу богатейших в Беларуси — его основной фонд насчитывает около 25 тысяч единиц хранения.
Южнее Слонима — легендарные Жировичи, упоминавшиеся в конце XV века как владение Солтанов. Один из них построил церковь на том месте, где в 1470 году пастухам и явился в лесу образ Матери Божией, позже увенчанный короной. Постепенно вокруг церкви вырастали здания базилианского монастыря, содержавшего свой коллегиум.
Поклонившись в Успенском соборе (1613 — 1650 гг.) алтарному образу Жировичской Божией Матери, коронованному еще в 1730 году и украшенному серебряным чеканным окладом, следовало бы осмотреть Богоявленскую и Крестовоздвиженскую церкви, испить целительной водицы из источника. Дальше дорога ведет на север, в Дятлово, где на бывшей Рыночной площади возвышается двубашенный барочный костел Успения Богородицы, датированный 1646 годом. Невдалеке, в парке, можно еще лицезреть дворец Радзивиллов, построенный в 1751 году на месте бывшего замка. Мемориальная доска на здании напоминает, что здесь, в школе высшей степени, до 1912 года учился, а потом руководил культурно–просветительским кружком Игнат Дворчанин — будущий поэт, литературовед, активный участник западнобелорусского общественного движения, защитивший в Карловом университете Праги докторскую диссертацию о Франциске Скорине.
Вторая церковь–крепость
Следующая остановка — в Желудке, где родились соратник Калиновского и генерал Парижской коммуны Валерий Врублевский, а также еврейский писатель–просветитель, организатор издательского дела в Варшаве, один из первых популяризаторов книг на иврите Лейб Бен–Авигдор. Здесь ваше внимание обратит на себя величественный, украшенный колоннадой костел Внебовзятия Пресвятейшей Девы Марии, построенный в духе позднего классицизма знаменитым, но призабытым белорусским архитектором Казимиром Подчашинским (родом он из Жирмунов нынешней Гродненской области). В Желудке находится также дворец князей Четвертинских.
От Желудка уже близко до Мурованки, где гордо возвышаются среди буйной зелени четыре башни с бойницами Маломожейковской церкви–крепости, второй на пути. Она построена в 1524 году. Ученые находят в ней черты именно белорусской готики. Удивляет и привлекает тонкое сочетание белого и коричневого цветов, гармония линий.
Второй (или третий) день путешествия лучше всего завершить в Лиде, где также найдется что обозреть — прежде всего замок, построенный из бутового камня и кирпича по воле князя ВКЛ Гедимина (1330). Барокко представлено в Лиде Крестовоздвиженским собором, зрелый классицизм — бывшим Иосифовским костелом пиаров. Мемориальной доской увековечена в городе память о поэте и революционере Валентине Тавлае.
Из Лиды хорошо бы успеть на утреннюю мессу в деревянном костеле в Трокелях. Построен он в 1809 году, но чудотворная икона Божией Матери, помещенная в деревянном алтаре стиля необарокко, датируется XVI столетием. Известно, что ее вывезли из Вильно в 1595 году.
Дабы не делать крюк, возвращаясь в Лиду, двигаться дальше из Трокелей следует в направлении на Липнишки, в районный центр Ивье. Он известен своей мечетью, возведенной в традициях народного зодчества. В центре города привлекает внимание костел во имя святых апостолов Петра и Павла и пристроенный к нему монастырь бернардинцев. Освящен храм в 1787 году, но возведен он на месте предыдущих, восходящих к XV веку. Может, поэтому искусствоведы находят в его фасаде одновременно черты готики, ренессанса, барокко и рококо. А еще говорят, что такие сочетания возможны только на белорусских землях, на перекрестке художественных влияний.
Из Ивья дальнейшая дорога ведет через Юратишки и Трабы в Гольшаны, воспетые Владимиром Короткевичем в романе «Черный замок Ольшанский». В местечке сохранились здания монастыря францисканцев и костела Святого Иоанна Крестителя, в подземелье которого находилась усыпальница Сапегов. Сюда, возможно, в возрожденный музей (теперь закрыт), следовало бы вернуть из Минска каменное изваяние одного из Сапегов с его тремя женами, изъятое из гольшанского костела во время одной из научных экспедиций.
И снова в путь. Через Ошмяны, памятные битвой с крестоносцами, деревню Гринцы, где возродился в соответствии с книгой Кшиштофа Дорогостайского «Гиппика» одноименный конноспортивный клуб, и можно сделать остановку, чтобы покататься верхом, в прежнее местечко, а теперь деревню Гудогай: там находится еще одна чудотворная икона — Девы Марии Шкаплерной. Это список Матери Божией Владимирской, явленный, подобно жировичской святыне, в лесу. В 1764 году ее поместили в алтарь деревянного храма, построенного для монахов ордена кармелитов босых местными землевладельцами Войнами.
А дальше, через Островец, через деревню Мали, где установлены три камня в честь первого консула России в Японии, ученого и путешественника Иосифа Гошкевича, дорога приводит в Ворняны с их уникальным архитектурным ансамблем. Это единственное в Беларуси XVIII века типовое крестьянское строительство: 16 домиков на рынке в сочетании с костелом в стиле рококо, господской усадьбой (тогда — Абрамовичей), романтической башней посреди пруда и еще несколькими симметрично расположенными кирпичными и деревянными постройками.
Однако пора вернуться к основному маршруту. За Ворнянами вы сворачиваете к северо–востоку на древний Полоцкий тракт и останавливаетесь в Михалишках — бывшей вотчине реформаторов Бжостовских и родине знаменитого еврейского и американского поэта Менке Каца. Неподалеку, в Баранях около Клющан, 120 лет тому назад родился еще один классик — белорусский поэт–лирик и священник–просветитель Казимир Свояк (Константин Степович). В Клющанах ему и его брату–композитору установлен памятный знак, а в Баранях открыта памятная доска на доме Стаповичей.
В Михалишках, почти на берегу Вилии, находится костел Святого архангела Михаила, построенный орденом августинцев в 1653 — 1662 годах. Внешне он строг и скромен, но внутри вас поразит богатое барочное убранство. Тонкую резьбу по дереву делали те же самые мастера, итальянские и местные — Джованни Мария Гали, Андрео Капоне, Ян Пенс, Николай Жилевич под руководством знаменитого Пьетро Перти, — которые украшали и знаменитый собор Святых Петра и Павла на Антоколе в Вильно. К классическим иконам прибавляются творения современных белорусских художников.
Камайская католическая святыня
По Полоцкому тракту, помнящему воинов Стефана Батория и Петра I, туристы следуют в северо–восточном направлении к озеру и поселку Свирь. Севернее озера придется свернуть и, минуя Комарово, Ольшево и Лынтупы, также достойные внимания, добраться до древнего местечка Камаи, где гордо возвышается третий белорусский храм–крепость. Он существенно отличается от первых двух. Если сынковичский и мурованковский — православные святыни, то камайский всегда был католическим. Если первые два, как говорится, не пробовали пороха, то третий сражался во время войны со шведами, о чем свидетельствуют углубления от ядер в стенах. Наконец, камайский костел во имя святого Иоанна Крестителя никогда не закрывался, действует он и теперь. Несмотря на то что здесь пограничная зона, туристы в соответствии с договоренностью свободно посещают древнее местечко, любуются стенами и башнями, возведенными стараниями Яна Рудамина–Дусяцкого (1603 — 1606 гг.).
В центральном алтаре камайского храма находится икона XVII столетия Матерь Божья с ребенком, названная в инвентаре XVIII века чудотворной. Привлекают внимание горельефное изображение Саваофа в облаках, деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла.
Побывав в Камаях, советую осмотреть в Поставах барочные типовые домики на бывшей рыночной площади и прилегающих улицах, Свято–Николаевскую церковь, костел Святого Антония Падуанского, торговые ряды, водяную мельницу, построенную в центре города в стиле позднего классицизма, наконец, богатый местный краеведческий музей.
Столица озерного края
Из Постав дорога поведет вас на север, к последнему пункту маршрута — столице озерного края Браславу. По пути можно сделать остановку в городском поселке Видзы, чтобы осмотреть неоготический костел Рождества Пресвятой Девы Марии, возведенный из красного кирпича в начале ХХ века, а также навестить могилу подвижника Тадеуша Костюшко генерала Томаша Вавжецкого. Родился он в соседних Видзах–Ловчинских, а захоронение его оказалось в самом поселке.
Наконец, Браслав — конечный пункт маршрута. В письменных источниках упоминается с 1065 года. Но возник он раньше, возможно, в IХ веке, на месте сожженного селения кривичей и латгалов. Считается, что свое название город ведет от князя Брячислава Изяславича. Расположен Браслав на перешейке озер Дривяты и Новато. С Замковой горы далеко видна браславская группа озер, объявленная заповедным краем.
В Браславе есть что посмотреть. Прежде всего в соответствии с поставленной целью — это неороманский костел Рождества Пресвятой Девы Марии, расположенный около древнего замчища, и в нем чудотворная, коронованная 22 августа 2009 года икона Матери Божией Браславской, объявленной королевой Озерного края. Много интересного в Браславском историко–краеведческом музее, насчитывающем примерно 20 тысяч экспонатов, и в Браславском музее традиционной культуры.
Таким образом, в Браславе завершится (или начнется) ваша поездка по трем оборонным храмам–крепостям и пяти костелам и церквам с их чудотворными иконами. А в дополнение еще памятники истории и культуры и чудесные пейзажи — то гористые, то лесные, то озерные. Надеюсь, увиденное вас очарует и вы захотите вернуться сюда снова.
Так уже сложилось, что храмы–крепости преимущественно строили на современных белорусских, литовских и польских землях. В этом была историческая необходимость...