Па-де-де молодых. 21.by

Па-де-де молодых

24.11.2009 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Па-де-де молодых

В Витебске завершился XXII Международный фестиваль современной хореографии

Морской прибой и дуновение ветерка. Любовь и ненависть. Эти и другие привычные явления, понятия можно не только выразить словами, но и станцевать. Это хорошо знают гости и участники XXII Международного фестиваля современной хореографии, завершившегося в минувшую субботу в Витебске. Итак, чем же приезжие знаменитости поражали воображение зрителей, кто из конкурсантов IFMC-2009 сумел найти лучшие выразительные средства, чтобы донести свою идею до строгого жюри?


Звездные танцы


Когда я попытался выяснить, что на форуме будет самым интересным, в ответ услышал: "Всё!" С этим трудно не согласиться. Достаточно заглянуть в программу открытия: звезда балета Латвийской национальной оперы Ульви Азизов, солистка польской балетной школы имени Феликса Парнелла Шарон Петшак, лауреат международных конкурсов Fine Five Dance Theatre из Эстонии... Подробно рассказать о каждом не удастся. Остановимся на некоторых именитых гостях фестиваля.


О международном проекте Cocoondance, основанном девять лет назад на базе боннского Ансамбля театральной хореографии, мне рассказывали как о едва ли не самом модном сейчас коллективе в мире. И действительно, в Витебск он приехал сразу после фестиваля в Венесуэле. У нас он показал спектакль "На встречу с твоим врагом", поставленный по мотивам драмы Бертольда Брехта "Джунгли города". Тиканье часов превращается в своеобразную музыку, соперники взаправду плюются, дерутся, словно бойцы на ринге, но все равно не могут обойтись друг без друга. Словно две части одного и того же человека. Один из двух актеров, профессиональный танцовщик француз Джорис Камелин, признался, что перед выходом на сцену пребывал в настоящем замешательстве:


- Наша постановка больше драматическая, чем танцевальная, поэтому, посмотрев на исполнителей, выступавших перед нами, мы всерьез задумались: а как нас примет зритель?


Язык искусства тем и хорош, что универсален, - все завершилось аплодисментами.


Обладатель Гран-при прошлогоднего фестиваля москвич Денис Бородицкий вместе с Пермским государственным театром "Балет Евгения Панфилова" специально для Витебска поставил премьеру - спектакль "Течение" по мотивам индийской повести лауреата Нобелевской премии Германа Гессе "Сиддхартха". Гессе - один из моих любимых авторов, поэтому не скрою: не терпелось увидеть хореографическое воплощение философских поисков Сиддхартхи, его встречи с Буддой Гаутамой и прекрасной Камалой. После просмотра понял: проводить четкие параллели между балетом и литературным произведением вряд ли стоит, а вот за потрясающее по красоте и эмоциональному накалу зрелище спасибо солистам театра Алексею Расторгуеву и Марии Тихоновой.


- Это ведь задор, молодость, красота! - не удивляется Ленских. - За счет этого мы зарабатываем и имеем возможность делать другие более серьезные постановки.


Наши лауреаты


Тема столкновения высокого элитарного искусства с более понятным, массовым, нашла свое отражение и в выводах международного жюри фестиваля.


- Я увидел много иллюстративных, эстрадных работ, - откровенничал трижды обладатель Национальной театральной премии России "Золотая маска", художественный руководитель "Эксцентрик-балета" из Екатеринбурга Сергей Смирнов. - Коммерческий дух витает в воздухе, отдельные постановки грешат клиповым мышлением, они позерские, прилизанные, не соответствующие понятию современного танцевального театра.


Как нужно ставить, Смирнов продемонстрировал во время гала-концерта балетом-премьерой "Задалечины". Хотя многие из его коллег по судейскому корпусу к участникам конкурса, который в этом году носил исключительно национальный характер, были более благосклонны.


- В Беларуси появилось много танцовщиков высокого уровня, способных воплотить в жизнь самые смелые задумки, - считает президент международного совета по танцу Cid-UNESCO Дитмар Зайферт из Германии.


- Многим из конкурсантов не стыдно будет показать свои работы на фестивалях в России и других странах, - уверена председатель экспертного совета IFMC, российский балетный критик и музыковед Лариса Барыкина. Именно она и вручила премию "За целостность и гармоничность" минчанам Ольге Скворцовой-Ковальской и Дмитрию Залесскому из театра современной хореографии D.O.Z.S.K.I. за одноактный балет "Камень, ножницы, бумага". Это же произведение (а также балет минчан Homo Sapiens) победили в номинации "Лучшая постановка". За исполнительское мастерство жюри отметило ансамбль кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств, лучшей миниатюрой фестиваля-2009 признана постановка "Туман" гродненской группы современной хореографии "ТАД", а в номинации "Артистизм" премию вручили Ольге Лабовкиной из театра танца KARAKULI (Минск) за одноактный балет "Свадебка".


- Можно смело говорить, что в Беларуси есть модерн-балет со своей развивающейся школой, - поделился с журналистами председатель жюри, народный артист СССР и Беларуси, хореограф Валентин Елизарьев. - Уверен, лучшие белорусские труппы, лучшие постановщики обязательно пробьются в жизни, найдут своего зрителя.


Чтобы облегчить участникам белорусского конкурса эту задачу, организаторы пригласили в Витебск директоров танцевальных фестивалей из Москвы, Санкт-Петербурга, Литвы, Польши, Германии. Уже известно, что D.O.Z.S.K.I. и KARAKULI отдали свое демонстрационное видео гостям из Дюссельдорфа. Так что IFMC, который, по мнению критиков, "вырастил белорусскую современную хореографию", теперь старается проложить своим питомцам путь к европейской и мировой известности. Кто знает, может, скоро они будут так же востребованны и высокооплачиваемы, как некоторые из наших зарубежных гостей?

Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК

Фото: БЕЛТА

 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Па-де-де молодыхВ Витебске завершился XXII Международный фестиваль современной хореографииМорской прибой и дуновение ветерка. Любовь и ненависть. Эти и другие привычные явления, понятия...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика