Фильм белорусского кинорежиссера Юрия Хащеватского «В поисках идиша» получил награду Нью-Йоркского международного независимого киновидеофестиваля.
В интервью БелаПАН режиссер отметил, что 88-минутная документально-публицистическая лента признана лучшим международным фильмом в номинации «Культура» на фестивале, который проходит дважды в год в течение четырех месяцев в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Этот фестиваль является крупнейшим в мире, поскольку в нем представлены все жанры кино и участвуют до 10 тыс. лент.
По словам Хащеватского, в фильме представлена судьба известного барда Александра Городницкого, его предков из Могилева и еврейских корней семьи. Как отметил режиссер, вначале с Городницким познакомился белорусский оператор Семен Фридлянд, с которым Хащеватский 20 лет назад создал фильм «Все хорошо» об очередной волне еврейской эмиграции. «После встречи с Городницким Фридлянд решил продолжить еврейскую тему. Они начали работать вместе с замечательным продюсером Натальей Касперович, а затем предложили и мне войти в эту кампанию. Я посчитал за честь работать с такими людьми, снимать фильм с Городницким, песни которого пою с ранней юности», — сказал Хащеватский.
Это фильм о том, что исчезающий язык идиш и государственный белорусский язык имеют одинаковую судьбу, отметил режиссер. Лейтмотивом ленты являются слова из песни Городницкого: «Язык умирает, когда умирает народ. Народ умирает, когда умирает язык».
Среди других «удивительных открытий» фильма режиссер назвал создание группой белорусских художников-реставраторов под руководством Алеся Астрауха иллюстрированного идиш-белорусского словаря. «Эти почитатели еврейской культуры пришли к заключению, что идиш подобен эсперанто, поскольку включает слова из языков многих европейских народов, вместе с которыми веками жили евреи», — сказал Хащеватский.
По его словам, тема белорусского еврейства очень актуальна, поскольку Беларусь дала миру многих известных деятелей политики, экономики и культуры.
Сейчас Хащеватский завершает работу над фильмом «Лоботомия». По его словам, лента повествует о том, как российская власть использует журналистов, чтобы вбрасывать в общество дезинформацию и управлять людьми. В основе фильма лежит военный конфликт России и Грузии.