Иван Айвазовский. Ночь на острове Родос
06.01.2010
—
Новости Культуры
|
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников, но среди представителей русской школы только Иван Айвазовский (1817–1900) целиком отдал свой великий талант морскому пейзажу.
Большая часть жизни Айвазовского была связана с его родным городом – Феодосией. Именно здесь еще в раннем детстве он проникся любовью к морю и стал рассказывать об этом в своих первых рисунках. Только благодаря яркому, рано проявившемуся дарованию юноша из обедневшей купеческой семьи был принят за «казенный счет» на учебу в Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1833 году и блестяще окончил ее с большой золотой медалью уже через четыре года. Карьера молодого живописца развивалась стремительно. Еще в период учебы творчество Ивана Айвазовского было замечено и высоко оценено его великими современниками – А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, М.И. Глинкой, К.П. Брюлловым. Громкий успех сопутствовал И. Айвазовскому и во время его пенсионерской поездки по Европе в 1840–1844 гг. После участия в выставке в Париже за русским живописцем закрепилась слава «первого мариниста», и в Петербург двадцатисемилетний художник вернулся уже членом Римской, Парижской и Амстердамской академий. На родине Ивана Айвазовского ждало звание академика Императорской Академии художеств и почетная должность художника Главного военно-морского штаба. Однако богатство и беспримерная слава в столице не прельстили молодого академика. Он решает вернуться в Феодосию: без южного солнца и моря художник не представляет своей жизни. С 1845 года и до самой смерти Айвазовский живет в родном городе. На свои средства он открывает в Феодосии школу искусств, музей древностей и картинную галерею, ныне носящую его имя. Как художник Иван Айвазовский обладал колоссальной трудоспособностью и за свою жизнь создал около шести тысяч картин. Большинство из них были написаны в Феодосии и посвящены Черному морю. Однако, много путешествующий живописец (в разные годы он объездил не только Европу, но и Малую Азию, Кавказ, посетил Египет и Америку) изображал на своих полотнах не только горячо любимые родные пейзажи. Так, картину из собрания НХМ РБ «Ночь на острове Родос» (1850) Иван Айвазовский создал после путешествия с адмиралом Ф.П. Литке к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время плавания, состоявшегося весной 1845 года, художник не брался за кисти и холст, но не выпускал из рук карандаш и альбомы, заполнив рисунками сотни листов. Остров Родос с его высокими береговыми башнями, берега Крита и Хиоса, земли Леванта, очертания Константинополя и множество других рисунков прибрежных городов – все эти художественные «трофеи», привезенные домой, в Феодосию, в течение многих лет служили Айвазовскому материалом для создания его картин. Хотя известно, что в процессе работы над картиной (а работал художник очень быстро, предпочитая оканчивать произведение в один день), он все-таки более всего полагался не на натурные зарисовки, а на собственную память, воображение и быструю импровизацию. В отличие от многих пейзажистов XIX века Айвазовский считал, что такую изменчивую стихию, как море, невозможно писать с натуры.Картина «Ночь на острове Родос» – яркий пример ночного пейзажа, созданного знаменитым маринистом в ранний период его творчества. Ивана Айвазовского, воспитанного в русле академической школы под непосредственным влиянием традиций романтизма, особенно прельщали необычные, эффектные состояния в жизни природы. А тема ночных пейзажей стала одной из любимых в творчестве мастера. Еще во времена пенсионерской поездки за границу он создал ряд картин, которые поразили современников образностью и новизной воплощения лунной ночи. Ценители искусства сравнивали ночные пейзажи художника с ноктюрнами Шопена, а по поэтичности ставили их в один ряд с самыми лучшими музыкальными произведениями. Именно изображение лунной ночи в одной из картин Айвазовского 1842 года настолько поразило английского пейзажиста Уильяма Тернера – признанного гения английской марины XIX века, что он посвятил русскому художнику восторженные стихи на итальянском языке. В картине из собрания НХМ РБ Айвазовский достаточно подробно передает характерный для Родоса пейзаж: необычную для русского глаза архитектуру, богатую средиземноморскую растительность. В качестве интересного дополнения художник вводит в композицию жанровый мотив… Однако, как и во всех других произведениях мастера, главными героями картины становятся три стихии: море, небо и свет. Эффекты лунного света, окруженную легкими прозрачными облаками луну художник передает с иллюзорной точностью. Несколькими точными мазками кисти он рассыпает лунные блики на прибрежной зыби, создает лунную дорожку, перебиваемую гребнями волн, и изображает это так, что игра света на воде придает сияние и блеск всей композиции. Бесспорно, искусство Айвазовского патетично по самой сути. И потому, даже изображая поэтическую лунную ночь, создавая в целом лирический образ, художник остается верен себе и в своем произведении каким-то неуловимым способом соединяет сошедшее на остров ощущение ночного покоя с повышенной эмоциональностью грандиозной перспективы необъятных морских далей. Художник, проживший долгую жизнь, сохранял удивительную работоспособность до конца своих дней. Смерть застигла его в мастерской, за мольбертом. Согласно завещанию мастера его похоронили в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он когда-то был крещен и венчался. На надгробии высечена надпись: «Родился смертным, оставил о себе бессмертную память». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С 6 января по 6 февраля 2010 года, в рамках проекта Выставка одной картины, в Национальном художественном музее Республики Беларусь экспонируется картина Ивана Айвазовского "Ночь на острове Родос", написанная в 1850 году после путешествия с адмиралом Ф.П. Литке к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. |
|