29 секунд до Земли. 21.by

29 секунд до Земли

27.03.2010 01:00 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Юрий ГагаринВ этот день, 42 года назад погиб первый космонавт планеты. Однако точные причины катастрофы не установлены до сих пор...

В начале января многие интернет-издания взорвались сенсацией. Со ссылкой на британскую газету «Дейли телеграф» они сообщили: российским экспертам стали известны неожиданные подробности авиакатастрофы, в результате которой погибли первый космонавт планеты Юрий Гагарин и его инструктор Владимир Серегин. После крушения была создана правительственная комиссия, но выводы, к которым тогда пришли специалисты, публично не оглашены до сих пор и являются засекреченными.
По словам входившего в состав комиссии полковника ВВС в отставке, бывшего сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники Игоря Кузнецова, наиболее правдоподобной представляется версия, согласно которой опытнейшие пилоты погибли в результате разгерметизации кабины истребителя. На высоте более трех тысяч метров пилоты заметили, что вентиляционный кран пропускает воздух, и постарались резко снизиться, чтобы избежать трагических последствий. Однако они провели этот маневр слишком резко, и оба потеряли сознание. После этого истребитель ушел в крутое пике и разбился о землю.

ЭТО ОДНА из самых странных и загадочных катастроф, произошедших в авиации. И дело даже не в том, что за штурвалом оказался первый космонавт Земли. Был обычный тренировочный полет на надежном самолете -- УТИ (то есть учебно-тренировочный истребитель) МиГ-15. Инструктор, проверявший подготовку Гагарина, -- опытнейший летчик, Герой Советского Союза Владимир Серегин. Никаких сложных заданий. Не идеальная, но вполне подходящая погода. И вдруг...
В 10.30 спокойный доклад Юрия Алексеевича руководителю полетов: «Задание закончил». А всего через 68 секунд в лесу под Киржачом раздается взрыв...
Вот как описал в своем дневнике события того страшного мартовского дня генерал Николай Каманин, который в 60-х годах отвечал за подготовку советских космонавтов:
«27 марта мне доложили: «Гагарин с Серегиным взлетели на УТИ МиГ-15 в 10 часов 19 минут, в 10.32 с самолетом Гагарина оборвалась связь, через 10 минут в самолете кончится горючее». Я немедленно выехал на Чкаловский аэродром. Более четырех часов поиск был безрезультатным. И лишь в 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома Чкаловская и в трех километрах от деревни Новоселово».
Самолет упал в густом лесу, скорость в момент удара о землю была 700--800 километров в час. Двигатель и передняя кабина ушли в землю на 6--7 метров. Крылья, хвостовое оперение, баки и вторая кабина разрушились на мельчайшие части, которые были разбросаны в полосе 200 на 100 метров. Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина. Признаков гибели Гагарина не было, но и надежды на его спасение катастрофически падали. Вскоре обнаружили планшет летчика. Были основания считать, что это планшет Гагарина, но утверждать, что Гагарин погиб, было еще нельзя.
С рассветом возобновились поиски. До 7 часов утра ничего существенного обнаружено не было, но было уже точно установлено, что найденный вчера планшет принадлежит Гагарину (заполнен его рукой красными чернилами -- Андриян Николаев подтвердил, что Юра в его присутствии заполнял бортовой журнал красными чернилами). Около восьми утра генерал Кутахов и я почти одновременно заметили на высоте 10--12 метров на одной из берез кусок какой-то материи. Он оказался частью куртки Гагарина. В ее нагрудном кармане мы нашли талон на завтрак на имя Гагарина. Сомнений больше не было: Юрий Алексеевич погиб.
В 21.15 состоялась кремация останков Юрия Гагарина и Владимира Серегина. На кремации присутствовали родственники погибших, все космонавты, Устинов, Вершинин, Мороз, я и другие генералы и офицеры.
Поздно вечером с места происшествия сообщили: «Из ямы удалось извлечь двигатель самолета, основную часть передней кабины и много деталей». Установлено, что при падении и ударе самолета о землю все его основные части (фюзеляж, двигатель, крылья, хвостовое оперение, подвесные баки, органы управления) были целыми. Обнаружен бумажник Гагарина, в нем удостоверение личности, права шофера, 74 рубля и фотография Королева».
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ комиссия по выяснению обстоятельств гибели Гагарина и Серегина была создана на следующий день после катастрофы -- 28 марта. Возглавлял ее секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов. В расследовании катастрофы участвовали лучшие научные силы страны, институты, лаборатории, а также отдельные ученые, инженеры, летчики, космонавты. К сожалению, на УТИ МиГ-15 еще не было «черного ящика» (система автоматической регистрации параметров полета), что значительно осложнило работу государственной комиссии.
«Тщательно собрали все, что осталось от экипажа и самолета, -- вспоминал доктор технических наук профессор Сергей Белоцерковский. -- Факт редчайший в мировой практике: когда были собраны элементы конструкции планера, силовой установки, агрегатов, систем управления и приборов, оказалось, что мы располагаем 95 процентами веса пустого самолета. Средний показатель для происходящих в мире катастроф -- около 70 процентов».
На ЭВМ специалисты провели тщательные расчеты различных видов маневра, который могли совершить Гагарин и Серегин на последнем этапе полета. В итоге выяснилось, что самолет попал в штопор и быстро потерял около 4000 метров высоты. В качестве возможных причин сваливания в штопор указывались следующие: попадание в вихревой след; маневр при уклонении от действительного или мнимого препятствия; воздействие порыва ветра, а также столкновение с шаром-зондом или птицей.
Судя по отпечаткам на шкале прибора, фиксирующего перепад давления в кабине, перед ударом о землю она была разгерметизирована. Однако никаких следов столкновения на обломках самолета не нашли, поэтому причиной разгерметизации кабины комиссия признала воздействие на самолет верхушек деревьев.
Двадцать девять томов с материалами расследования советское руководство засекретило, что дало лишний повод для всякого рода слухов и предположений. Так, например, говорили, что Гагарин и Серегин (или один из них) были пьяны. «Это абсолютно исключено, -- категоричен Белоцерковский. -- Для скептиков и маловеров приведу только одно доказательство -- результаты анонимных трижды проведенных в разных институтах химико-биологических анализов останков Гагарина и Серегина. Алкоголя в крови обнаружено не было».
Удалось установить, что рядом с истребителем Гагарина и Серегина внезапно оказался другой самолет. Гагарину пришлось резко уклониться, чтобы избежать столкновения. Возможно, при этом он попал в вихревой след другой машины. Это и привело к тому, что «МиГ» свалился в штопор.
«Восстановим возможный ход событий, -- продолжал Белоцерковский. -- В результате попадания в вихревой след и резкого уклонения от столкновения (или только по второй причине) самолет Гагарина и Серегина свалился в штопор. Экипаж, естественно, стал сразу выводить машину из штопора, находясь при этом между облаками и не восстановив пространственной ориентировки. Вращение самолета им прекратить удалось. По данным метеопрогноза, летчики знали, что высота нижнего края плотной облачности 900 метров. Но они не предполагали, что на самом деле было метров на пятьсот ниже.
Летчики были уверены, что после выхода из облаков успеют вывести самолет в нормальное положение, потому и не воспользовались средствами катапультирования. Но им не хватило примерно полутора-двух секунд, 200--250 метров высоты, -- навстречу несся лес. Судя по результатам медицинских анализов, они даже не успели испугаться. Это выяснили по содержанию адреналина в крови…»
Герой Советского Союза, космонавт, генерал-полковник авиации Герман Степанович Титов, входивший в состав комиссии, говорил в конце 90-х годов:
«Исследование Белоцерковского, на мой взгляд, единственное более или менее достоверное исследование. Хотя и у него есть сомнительные места. Ну попали бы Гагарин с Серегиным в струю Су-11, перевернулись. Ничего не стоило вывести самолет. Я сам с Володей Грушиным как раз на таком самолете с баками крутил перевернутый штопор. Судя по отпечаткам на шкале прибора, фиксирующего перепад давления в кабине, разгерметизация кабины произошла еще до удара о землю. Комиссия, занимавшаяся изучением причин катастрофы, посчитала, что это произошло, когда самолет задел верхушки деревьев. А я думаю, столкновение в воздухе все же было. Но с чем -- с птицей, с геодезическим шаром-зондом? Утверждать что-то, не имея доказательств, не хочу…»
18 августа 1968 года госкомиссия сформулировала заключение о расследовании катастрофы и подготовила текст для публикации в печати результатов работы. Однако официально эти документы опубликованы не были: начались события в Чехословакии -- СССР ввел туда войска, и внимание общественности переключилось на эту тему. Но факт остается фактом. Расследование так и не дало ответа на главный вопрос: в чем причина катастрофы? Когда об этом еще в мае 68-го доложили руководителю комиссии Дмитрию Устинову, он в сердцах воскликнул: «Да что их, нечистая сила сбила?»
Правительственная комиссия после изучения собранных фактов дала заключение о том, что УТИ МиГ-15, пилотируемый Гагариным и Серегиным, при выполнении учебного полета в зоне сорвался в штопор и, совершив несколько витков при выводе из крутого пикирования, врезался в землю. Но из-за чего же самолет свалился в штопор? На этот вопрос ответа так и не последовало.
ИГОРЬ Иванович Кузнецов в 1968 году в звании майора был сотрудником 13-го НИИ Министерства обороны и участвовал в расследования авиакатастрофы. Последние десять лет он занимался этой таинственной трагедией, собирая и анализируя материалы на основе новых знаний о поведении людей и техники в экстремальных ситуациях. Сегодня на основе просчитанной им траектории движения УТИ МиГ-15 на аварийном участке он уверен, что знает, что произошло с летчиками. Самолет был разгерметизирован еще на земле: кран вентиляции кабины Гагарина был не до конца закрыт. Почувствовали это летчики, только когда заняли высоту 4200 метров и начали выполнять задание -- «восьмерку». А почувствовав, они обязаны были по инструкции прекратить полет и вернуться на аэродром.
Надо было экстренно снижаться, и Серегин взял управление на себя. Он перевел самолет в пике. Но, по мнению Кузнецова, перегрузки и начальное действие гипоксии ослабили пилотов. Самолет несся вниз со скоростью 145 метров в секунду. В кабине лавинообразно росло давление.
-- Они потеряли способность управлять самолетом в течение тех 14 секунд, когда УТИ МиГ-15 пикировал с 4100 до 2000 метров, -- объясняет Кузнецов. -- Подобные случаи были и у американцев. На безопасной высоте машину вывести из пике было уже некому. Гагарину с Серегиным просто не хватило времени прийти в себя и вновь начать управлять пикируемой машиной. Еще через 15 секунд самолет врезался в землю…
-- Где-то на участке между 4100 и 2000 метров они либо потеряли сознание, либо оказались в предобморочном состоянии. В негерметичной кабине при стремительном спуске создались для этого условия. До ухода в пике Гагарин и Серегин шесть минут работали в разгерметизированной кабине. Плюс к тому перегрузки при спуске ослабили способность организма сопротивляться стремительному росту давления. Это сейчас пилот защищен от такой ситуации -- у него есть специальный костюм, гермошлемы. А тогда летчики были в обычных кожаных куртках.
Кузнецов опросил десятки участников расследования, провел множество расчетов. И хотя он уверен, что его данные верны, не претендует на истину в последней инстанции. Он искренен в своем стремлении выяснить истину. И потому предлагает провести новое государственное расследование, чтобы проверить все версии.
Люди, которые 42 года назад засекретили результаты расследования, возможно и сами в глубине души надеялись, что правду когда-нибудь удастся узнать. Не им, так их потомкам. Поэтому до сих пор все собранные обломки гагаринского УТИ МиГ-15 сохранены. Обработанные антикоррозионным составом и запаянные в герметичные емкости, они лежат в подмосковном 13-м государственном НИИ Министерства обороны России. И ждут нового расследования, которое, быть может, и раскроет тайну последнего полета Юрия Гагарина.
Материал подготовлен с использованием интернет-ресурсов

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В этот день, 42 года назад погиб первый космонавт планеты. Однако точные причины катастрофы не установлены до сих пор...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика