Когда поднимаешься на третий этаж Могилевского областного художественного музея им. Павла Масленикова, то среди экспонатов постоянно действующей выставки «Захаваная спадчына» первое, что бросается в глаза, — огромная фреска. Когда я увидел это произведение искусства, подумал, будто перед глазами — стилизация под старину. Оказалось, ошибся. Фреска под названием «Преображение Господне», представленная на обозрение посетителей музея, — подлинная работа. Правда, сложись обстоятельства чуть иначе, она могла быть утрачена. Навсегда...
Столетиями Белыничи украшал монументальный костел кармелитов, который специалисты называют шедевром зодчества периода расцвета барокко. Есть легенда, будто строивший костел владелец Белыничей Лев Иванович Сапега захотел сделать здание очень крепким. И для этого в раствор, которым скреплялись кирпичи, повелел влить миллион куриных яиц. Такого количества яиц, понятно, в окрестностях найти было невозможно. Вот и пришлось отправлять гонцов за куриным продуктом в Литву, Россию, Украину. История, слов нет, красивая. Но... не более чем сказка. На самом деле канцлер Сапега имел отношение к строительству деревянного костела, возведенного в 1624 году. А каменный появился в Белыничах почти на полтора века позже. Увидеть его, увы, уже невозможно. В 1978 году здание было взорвано. Якобы потому, что находилось в аварийном состоянии и реставрации не подлежало. Может быть. Но крепость стен костела оказалась действительно фантастической. Их на мелкие части разбить так и не смогли. Куски монолита были положены в основу улиц райцентра.
Буквально за несколько часов до взрыва в Белыничи приехали реставраторы Федор Сорока, Владимир Ракитский и Юрий Малиновский. Они спешно сняли со стен 4 фрески, находившиеся на лестничной клетке костела. И, погрузив их в рюкзаки, отбыли...
Более 20 лет шла кропотливая реставрация. Квадрат за квадратом — как детская мозаика — появлялась едва не утраченная фреска. А когда работа была закончена, заняла место в экспозиции могилевского музея.
Фреску специалисты называют уникальной. Причин на то — множество. Во–первых, поверх изображения никогда не наносилось более поздних слоев, как это порой делалось в других церквах и костелах. Иными словами, перед посетителями выставки «Захаваная спадчына» предстает та работа, которую автор задумал и реализовал в 1761–м. Сотрудники музея в одном из архивов Кракова нашли документы, в которых говорится, что расписывал костел кармелитов в Белыничах монах Иосиф. Было у него еще два помощника, но выполняли они чисто технические функции — что–то вроде «подай» да «принеси». Необычность живописного произведения состоит еще и в том, что на нем изображен Илья на огненной колеснице не в традиционной одежде, как это было принято, а в... рясе монаха–кармелита. Такое ощущение, будто художник писал не просто сюжет из Евангелия, а портреты своих современников.
Когда поднимаешься на третий этаж Могилевского областного художественного музея им. Павла Масленикова, то среди экспонатов постоянно действующей выставки...