Вайцюшкевіч стаў салістам дзяржаўнага аркестру
18.05.2010
—
Новости Культуры
|
Светлана Босая: «Учитель на уроке - умелый дирижер»
В Заводском районе три гимназии. Одна из них - 14-я - белорусскоязычная. И еще одна ее особенность: гимназисты, занимающиеся в 10 - 11 классах, объединены в мультипрофильные группы. Старшеклассники заранее выбирают будущую профессию и за два года до вступительных экзаменов на уроках начинают штудировать предметы, по которым будут держать испытания. Третий год этот инновационный проект адаптируется в гимназии. О нововведениях в обучении корреспондент «МК» беседует с ее директором Светланой Босой Галина МАЛАХОВСКАЯ - У нас учатся дети и подростки из разных районов города. По результатам конкурсных испытаний проводим прием учащихся в пятые гимназические классы. В десятые набираем после собеседования со старшеклассниками и их родителями. Предпочтение отдаем тем, у кого более высокие баллы по основным предметам, а по профилирующим - не ниже семерки. Сейчас у нас обучаются около 800 гимназистов. - В столице четыре белорусскоязычные гимназии, 14-я - в том числе. Все предметы преподаются на «роднай мове»? Как поддерживаете интерес у детей к национальной культуре? - Не только на уроках, но и в свободное время общаемся только «па-беларуску». Гимназисты заботятся о сохранении национальной культуры - состоят в поисковых отрядах по сбору новых экспонатов для музея народного быта, в котором уже свыше двух тысяч старинных предметов домашнего обихода, а также выставочного зала музыкальных народных инструментов. Старинные предметы белорусского крестьянского быта - глиняные горшки, маслобойки, деревянные башмаки, национальный костюм, плетенные из лыка лапти - позволяют лучше понять условия, в которых жили наши прародители. Есть в музее даже раритет - трехсотлетний короб для зерна, который по сегодняшний день целехонек и крепок. В выставочном зале народных музыкальных инструментов, созданном по инициативе руководителя образцового фольклорного ансамбля «Дударыкi», заслуженного деятеля культуры Беларуси, отличника образования Дмитрия Ровенского, экспонируется более 300 гармошек, волынок, матянок, дудок, скрипок, цимбал… «Дударыкi» с концертами объездили много стран. - Говорят, что ваших учащихся иногда называют полиглотами… - С первого класса дети углубленно изучают английский. Через четыре года для гимназистов вводятся факультативные занятия по немецкому языку. Уже несколько лет дети и подростки учатся говорить по-польски, а в этом учебном году для желающих организован факультатив по итальянскому языку. В сентябре гимназию посещали педагоги и преподаватели из Австралии, с гостями учащиеся общались только по-английски. Диалог получился открытым и интересным. - Наверное, к выпускному классу ваши гимназисты чаще всего выбирают лингвистический университет? - Нет, ребята увлечены не только иностранными языками. С восьмого класса углубленно изучают математику. Наши одиннадцатиклассники поступают в БГУ, экономический, технологический, национальный технический, медицинский университеты. Вступительные экзамены выдерживают успешно. В этом году гимназию окончили 50 девушек и юношей, 48 из них стали студентами вузов. Четыре выпускника были награждены золотыми медалями. На централизованном тестировании они набрали самые высокие баллы по предметам и были зачислены в престижные столичные вузы на бюджетную форму обучения. Любопытно, что выпускники выбирают тот профиль, который определили для себя еще в десятом классе. - По-видимому, в этом помогает и мультипрофильное обучение? - В городе 15-я и наша гимназии стали инновационными экспериментальными площадками по адаптации к мультипрофильному обучению. В чем суть новшества? Педагоги целенаправленно изучают склонности девятиклассников, помогают им определиться в выборе профессии. В частности, психологи проводят опросы, диагностику, анкетирование среди учащихся. В итоге появляются группы физиков и «лириков». Гимназисты, склонные к гуманитарным предметам, в 10-м классе штудируют литературу, историю, а будущие инженеры и врачи больше времени отдают математике, физике, химии. В нынешнем году у нас три десятых класса. Но полным составом они собираются лишь на уроках по предметам, которые изучают на базовом уровне. В основном занимаются группами по пять человек. Это удобно и педагогам, и гимназистам. - Светлана Александровна, у старшеклассников нагрузка большая? - Занимаются гимназисты старших классов с 8.30 до 15.00. У каждого учащегося свой персональный учебный план, поэтому нагрузка у старшеклассников индивидуальная. В целом она полностью соответствует нормам, установленным Министерствами образования и здравоохранения. Забота о наших детях прежде всего, что и отражено в гимназической программе «Образование и здоровье». - Сотрудничаете ли с вузовскими преподавателями? - Надеемся, что в текущем году нам помогут подготовиться к олимпиадам преподаватели экономического университета. Успехи у нас есть: в прошлом учебном году гимназисты завоевали 18 призовых мест на районных предметных олимпиадах, а в 2005-м двое наших учащихся стали победителями республиканских состязаний по географии и русскому языку. Педагоги стараются вовремя увидеть звездочек, помочь развиться их таланту. К примеру, пятиклассник Ярош Лойко, хотя еще и не изучает химию, но на районной олимпиаде по этому предмету занял третье место. С ним индивидуально занимается Тереса Ивановна Метлицкая. К одаренным детям мы особенно внимательны. - В вашей гимназии еще есть одна особенность: учебный год разделен не на четверти, а на триместры. Это удобно для учащихся? - Трижды в год (в конце ноября, февраля и мая) гимназистам выставляются баллы за успеваемость. Считаем, что этого достаточно. На каникулы уходим, как и все, но без суеты и беспокойств по поводу отметок. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Зміцер Вайцюшкевіч запрошаны ў якасці аднаго з салістаў Нацыянальнага акадэмічнага народнага аркестру імя Іосіфа Жыновіча. У планах артыста - запісаць сольную... |
|