Джаггер готов выступить на «Евровидении-2011» от Беларуси. 21.by

Джаггер готов выступить на «Евровидении-2011» от Беларуси

26.07.2010 17:31 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Александр ФЕДОРОВИЧ, новоявленный тренер борисовского БАТЭ, ждет моего появления, сдается, с секундомером в кармане, а потом обрадованно, хотя и с некоторым удивлением, фиксирует факт прибытия обозревателя “ПБ”: “Гляди-ка, минута в минуту...”
Сложные отношения Саши с представителями печатного цеха следует отнести, пожалуй, не только на несахарный характер моего собеседника (при прощании он раз в десятый, наверное, задает вопрос: “Ну так перед выходом материала мы его еще почитаем, да?”), но и на беспечность моих коллег, имеющих в отношениях со спортсменами универсальный стандарт поведения.


А вот к нему — многолетнему и верному стражу самой успешной белорусской команды в суверенной истории — с общим аршином подходить не стоит. Ибо за кажущейся немногословностью, основательностью и любовью к неторопливым проявлениям эмоций (почему-то нас всех располагают такие люди) скрывается очень цепкий и внимательный к словам собеседник. Вылетело лишнее — не поймаешь и не заговоришь, нажив себе на годы вперед неприязнь или просто равнодушие как к человеку необязательному и пустому. Потому постараюсь тщательнее...

— Саша, ну ты знаешь, какой вопрос обычно задают в нашей стране вратарю, решившему заняться тренерской деятельностью...
— Это как Вася Сарычев спросил у Бескова что-то насчет нашего брата, и тот ответил, что вообще-то не верит в тренеров-вратарей, да? Ну что могу сказать — любой имеет право на свое мнение. Тем более Константин Иванович.

— То есть кумиров в футболе у тебя никогда не было...
— А разве это плохо?

— Чего ж хорошего? Вон Глебу Венгер попался, после слов которого Саше, футболисту уже не юному и много чего повидавшему, летать по полю хочется...
— Венгер, может, и идеальный тренер, как, например, Фергюсон. В моем понимании хороший тренер — это тот, на счету у которого много побед. Никто не знает, как надо правильно тренировать, но все знают, как это должно быть, и могут написать целые диссертации на тему — таких деятелей и у нас немало. Но где подтверждение их верных теорий? Одни слова...

— А как надо идеально тренироваться?
— Прежде всего надо любить свою работу и не быть лентяем. Я, кстати, не наделен каким-то особым талантом, росту во мне всего-то 180 — для вратаря это, считай, метр с кепкой, потому всегда приходилось пахать. И никогда меня подгонять не нужно было, это тебе и Валерий Иваныч Стрельцов скажет, и Юрий Иосифович Пунтус подтвердит.

— Начиналось все с Могилева...
— Да, в 19 лет Стрельцов позвал меня в “Днепр”. В 96-м я перешел в БАТЭ, который тогда только начинал образовываться. И до сих пор там...

— Мощный рассказ. Иные, отвечая на этот вопрос, целое интервью туда умудряются вместить, рассуждая попутно о том, как все могло быть, если бы удалось что-то переиграть... А ты бы что поменял?
— Да ничего. Сегодня у меня есть все: квартира, двое детей, любимая супруга. Автомобиля, правда, нет, но это дело поправимое... Живу в любимой стране, уж не сочти за банальность, в Веснянке — минском микрорайоне, где всегда хотел поселиться. Манеж рядом, федерация, “Минск-Арена” строится... Чего еще надо?

— Но все время играть в не самой футбольной стране, зная, что можно уехать...
— Из-за денег?

— Ну не только... Каждый хотел бы вырасти в профессиональном плане...
— Я мог уехать в голландский АЗ-67 в 96-м году. Все на мази было, а я взял и ногу сломал, играя в баскетбол на студенческом чемпионате Минска за команду института иностранных языков.

— Почему не за родную академию физвоспитания?
— К тому времени я ее уже закончил. А тут ребята попросили...

— Обидно.
— Судьба. Но тебе скажу больше — мы этой баскетбольной компанией собираемся уже более одиннадцати лет два раза в неделю. И в одном из последних матчей чуть не поломалась одна из недавних героинь чемпионата Европы. Они к нам с удовольствием подключаются, когда приезжают в Минск.
И вообще, у нас традиция каждый год 31 декабря играть в баскетбол. Так даже в этот день люди ноги ломали. Вот это трагедия, а ты говоришь — Голландия...

— А потом еще шансы были, после 96-го?
— Когда играли с “Миланом” (но это на уровне слухов), вроде бы всплывала серия “В” — однако кто его знает, было — не было... Мне Капский, правда, сказал в свое время: “Саша, если задумаешь уйти из БАТЭ, то сможешь сделать это в любое время и куда захочешь. За символические деньги, потому что ты многое дал команде”. После этих слов мне никуда не захотелось уезжать...

— Как уж здесь случай с Криушенко не вспомнить... Ты к нему, кстати, как отнесся?
— Пусть человек зарабатывает деньги, меняет обстановку, если ему это нужно. Такова, как говорится, спортивная жизнь...

— Как старожил ты переживал?
— Я воспринял спокойно, хотя все звонили и сокрушались: “Ну куда угодно ушел бы, только не в “Динамо”... А что если туда? Мир обрушится?
Кого-то одного винить в этой ситуации не стану. По мне так оба виноваты, Капский — что не сумел удержать, Криушенко — что не захотел остаться.

— Еще один тебе популярный вопрос. Что посоветуешь делать молодому футболисту: рвать из страны побыстрее или поматереть на местных просторах?
— Знаю, как молодые говорят: “Я бы в России...” Да заиграй ты в родной Беларуси, научись здесь по мячу попадать, хотя это не так просто, как думают многие умники со стороны. Если здесь себя зарекомендуешь, можешь ехать спокойно, никто тебя силком не станет удерживать.
Сейчас все только и говорят о Путило, а я думаю, что Антону рано ехать. Пусть еще годик на родине поиграет.

— Не боишься, что скрутит его здесь тоска лютая, которая любого обуревает, когда ему крылья подрезают на самом взлете?
— Хорошо, сколько он здесь голов забил в чемпионате и голевых пасов отдал?

— А кто считал очки Глеба, когда тот в Германию отправлялся?
— Не забывай, что Саня начал зарабатывать себе имя, по существу, только в Германии. И ныл там, и плакал, но никто этого не знает. В том числе и наши, как ему несладко было, а он пережил.

— Но надо дать им шанс для переживаний. Тебя не волнует, что нет у нас налаженного канала по отправке перспективной молодежи в хорошие европейские клубы к тренерам, которые могут превратить их в настоящих мастеров?
— Коль такого канала мы еще не построили, пускай молодые игроки поищут резервы не в системе, не в федерации, а в самих себе. Пусть поменьше в развлекательных клубах рисуются, а поставят перед собой четко очерченную цель и к ней стремятся. Все очень просто: покажи себя здесь так, чтобы за тобой приезжал целый отряд охотников из России, Германии, Голландии и еще черт знает откуда.
Кто у нас из молодых уехал в последнее время и заиграл так, как нам всем хотелось бы? Кроме Юры Жевнова, и назвать-то некого.

— Чем, кстати, объяснишь его успех?
— Человек попал в серьезный клуб и использовал свой шанс. Это стало наградой за его труд и психологическую устойчивость, без которой хорошего вратаря не бывает.

— Свой вклад в его становление как голкипера чувствуешь?
— Если только чуть-чуть, а вообще вратарей у нас тренировал Юрий Петухов, который, кстати, помимо нас с Юрой, воспитал еще и Васю Хомутовского. И не зря он сегодня работает в “Москве”. Кто еще из белорусов может похвастаться таким уровнем?

— Потому на сборную у нас немца и взяли...
— Я должен это как-то прокомментировать?

— Ну да. У нас же интервью.
— Так это не моя компетенция. Я за сборную не играл, не варился в этом котле. Штанге знаю со стороны, как и все, чего разглагольствовать? Ты сам как считаешь, чего его позвали?

— Новая волна. Сейчас любой пригодится, чтобы наше болото растревожить и менталитет людей, прибитых тиной, чуть-чуть поменять...
— Хватит уже про нашу “памяркоўнасць” рассказывать — в каждом материале только ее и склоняете. На самом деле половина людей у нас уже живет по европейским меркам — упорно работает и хочет чего-то добиться.

— Значит, на футбол это не распространяется. Почти стопроцентно любит наш игрок от ответов на прямые вопросы уходить или цедить их понемножку, словно за неправильное решение ему Соловки как минимум...
— А я отвечу лично за себя. Знаешь, почему с журналистами общаться не люблю? Не верю им. Ну ладно, ты пунктуальный, не такой, как все. Но как обычно бывает — человек может забыть о том, что он с тобой договорился на какое-то время. Опоздать и вдобавок прийти на интервью выпившим. Да еще без диктофона и записывать все в блокнот. Объясни мне, я такому журналисту душу открывать буду?
Мне не улыбается из-за какого-то мудака на всю страну идиотом выставляться, который несет невесть что, и потому я хочу прочитать это интервью перед выходом в печать. Это мое право, точно такое же, как желание или нежелание отвечать на какие-то вопросы. Как я могу говорить о федерации, если никогда в ней не работал?

— Но у нас, как правило, и критикуют ее те, кто с ней ничем не связан. Иначе дураков нет, вот тебе еще проявление менталитета. Что, все так здорово в нашем футбольном хозяйстве?
— А я этого и не утверждаю. На сегодня (разговор состоялся в канун Рождества. — ПБ.) мы — чемпионы страны, готовимся к “Кубку Содружества”. Девятнадцатого декабря начали сбор, и еще ни одной тренировки не провели в манеже. Не знаю, к кому этот вопрос больше — к клубу или федерации, скорее всего, к последней. Это не совсем правильно, когда ребята с обмороженными лицами бегают по морозу в 16 градусов, а в манеже точит мастерство какая-нибудь коммерческая группа — дядя Вася с дядей Петей. Мы все-таки будем представлять в Санкт-Петербурге не самих себя, а страну...
Я, кстати, не склонен ругать, как многие специалисты с пишущими шариковыми ручками в портфелях, наш чемпионат. Сдвиги есть. Ходят люди на футбол, потому что он становится интереснее.

— Особенно в Борисове. Стадион на 5 тысяч всего, а биток на нем бывает чрезвычайно редко. И это поляна чемпиона страны...
— Согласен, народу могло быть и больше. Но я определил для себя число настоящих болельщиков для этого города примерно в 3-3,5 тысячи. Они придут на стадион при любом раскладе. Другие будут прикидывать, мол, Новополоцк или, скажем, как бы кого не обидеть... какую-нибудь “Звезду” Борисов обыграет в любом случае, тогда чего нам деньги за билет платить? А кто-то скажет: “Ну, они уже были чемпионами, а выше первого места все равно не поднимешься...” — и тоже останется дома.

— С другой стороны, на “Динамо” народу приходит еще меньше, хотя Минск — это вам не Борисов.
— Думаю, что скоро и там будут хорошо ходить...

— Это что, намек на приход хорошего тренера к рулю клуба или вера в организаторский талант Юрия Чижа?
— Криушенко сможет поднять уровень команды, и я не сомневаюсь, что в грядущем сезоне она будет решать совсем другие задачи, чем в минувшем.

— Кстати, у кого из отечественных тренеров ты видишь самый большой потенциал?
— Отвечу не задумываясь: у Александра Хацкевича. Он знает футбольную кухню изнутри и, считаю, обладает всеми задатками хорошего тренера. Если честно, не сомневался в том, что он будет работать в “Динамо” и дальше, и его отставка явилась для меня неожиданностью.
Хотелось, чтобы Виктор Михайлович Гончаренко стал тренером с большой буквы, и мне кажется, что так все и будет.

— У него неплохой пиар получается в прессе: Кутузов говорит о выдающихся тренерских задатках своего друга едва ли не в каждом интервью...
— Знаешь, я практически не читаю нашу спортивную прессу. Когда заходишь в клубный автобус, там целый читальный зал. Все сидят, уткнувшись в “Прессбол” или во “Все о футболе”. Смотрят оценки за игру и озабоченно спрашивают друг у друга: “Почему мне оценка 4,5, а не 5,5?” Я смеюсь над этим. Говорю ребятам: “Купите лучше “Комсомолку”, “Советскую Белоруссию”, “На страже” — тоже, кстати, отличная газета, если ее еще не закрыли. Купите любую, где не будет оценок, комментариев и обзоров”.
Ну вот сам мне скажи, кто их пишет? Большие специалисты в футболе? Они сами когда-нибудь мяч в руках держали? Как можно судить о человеке, который разбирается в этом вопросе гораздо лучше тебя? Ай, ладно, сто раз уже об этом говорено...
И вообще мне неинтересно, что происходит где-нибудь в “Динамо” или “Дариде”. Кто куда ушел и что из этого следует. Впрочем, я уважаю и Чижа, и Делендика, хотя абсолютно их не знаю.

— За что же тогда уважаешь?
— За то, что помогают футболу. В стране хватает богатых людей, но большинству из них совершенно безразлично все, кроме самих себя и своего бизнеса. Ну, может, маме они еще помогут или брату дом построить. Однако вплетаться в такие темы, где тебя будут полоскать каждый день по телевизору и в газетах, они не будут. А эти смогли, борются, возможно, допускают иногда ошибки, но не сдаются...

— Какие у тебя вообще предпочтения, кого ценишь как профессионала и человека?
— Ярмольника, Абдулова — земля ему пухом... А из белорусов никого не знаю. Не смотрю я наше телевидение... Если честно, людей больше уважаю не за то, насколько часто их показывают по телевизору во всяких там “танцах со звездами” или “звездных фейерверках”, а за поступки...

— Знаю, именно ты собирал деньги среди игроков борисовского БАТЭ для Димы Рака. Процесс этот щепетильный и таящий немало сюрпризов для тех, кому кажется, что он знает о своих товарищах все...
— Я мог бы просто обязать ребят, но не стал этого делать. Знаешь, футболисты — такие же люди, как и все, и бывает, что им тоже не хватает денег. Каждый давал столько, сколько мог. Кто-то, возможно, и не давал, но это его решение, и я не собираюсь никого судить. Да и дело, наверное, не в количестве денег, а в доброте. У одного она есть, а у другого своя рубашка всегда ближе к телу. Но так уж устроен мир, что люди неодинаковы...
Наверное, потому у всех разное количество друзей. Я никогда не понимал этого выражения “Настоящих друзей не может быть много”. Один или в крайнем случае два... А вот у меня их больше — тех, кто не бросит в беде. Это плохо?

— Наоборот, здорово!
— Со школы пару, с баскетбола, из футбольного клуба. Под десяток наберется. А люди говорят, что это неправильно...

— Мало ли что говорят. Вон бесковское выражение про вратарей-тренеров тоже скоро народным станет...
— А я с ним не согласен. Да, имеются этому подтверждения, и, наверное, немало, но есть и примеры противоположного свойства. Что, Черчесов плохой тренер?

— Да нет, конечно, Шанталосов тоже ничего в России тренирует...
— Это ты меня на кротиную тему переводишь?

— Интересно твое мнение о всех этих делах.
— Мнение простое: если человек виноват и это доказано, то его надо наказывать. Я, например, отыграл в белорусском чемпионате пятнадцать лет и ни разу не сталкивался с тем, что называется подкупом игроков. Откровенно говорю, а не для того, чтобы порисоваться, какой я честный и положительный.
Мне вообще непонятно, как человек может продавать игры, а потом спокойно смотреть в глаза болельщикам.

— Может, тебе просто не предлагали?
— Я хотел бы взглянуть на того, кто бы это попробовал сделать. Серьезно...

И Федорович посмотрел на меня своим спокойным изучающим взглядом порядочного человека, который, как мне почему-то кажется, именно поэтому и должен опровергнуть знаменитую ремарку Константина Ивановича. Потому что в тренере важно не место на футбольном поле, с которого он привык наблюдать за игрой, а нечто иное, что заставляет игроков летать по полю с чувством небывалого осознания безграничности собственных возможностей. Верю в наконец-то начавшейся погоне за кубками пока что не выигранных нами турниров...

Сергей ЩУРКО

 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Лидер популярной в 90-е годы англоязычной белорусской группы Ruble Zone Олег Минаков получил приглашение выступить на «Евровидении-2011»...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика