Народный артист СССР Владимир Спиваков уже не одно десятилетие дарит себя публике всех континентов...
Вы, наверное, замечали: от каждого талантливого человека исходит некое сияние. Попадая в его поле, ты и сам словно подзаряжаешься, становишься чуть талантливее, чем есть на самом деле. И вот уже не так страшны все мерзости жизни, и быт не кажется таким унылым, не раздражают дворники, отчаянно скребущие деревянными лопатами по черному асфальту. Вдруг во всех этих звуках начинаешь слышать тихую, но гармоничную симфонию жизни и обретаешь в этом подлинное счастье.
Народный артист СССР Владимир Спиваков уже не одно десятилетие дарит себя публике всех континентов. Сияние и энергия от этого харизматичного человека, разговаривающего тихо и неспешно, исходят бешеные. Но, выходя на сцену, Владимир Спиваков превращается в музыкальный циклон, не знающий жалости. И можно только искренне радоваться тому, что на этой неделе в Минске впервые открылся первый Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает».
Знаменитый камерный оркестр «Виртуозы Москвы» в Минск прилетел после большого турне по США и концерта в Кремле. В декабре «Виртуозы...» посетят Израиль, Турцию, Швейцарию и снова дадут концерт в российской столице. «Новый год в любом случае встречу дома, — располагает к себе Спиваков своей обезоруживающей улыбкой. — Тем, что «Виртуозы Москвы» не распались, — а им уже 30 лет, можно гордиться. Горжусь и тем, что 15 лет тому назад был создан Фонд Спивакова, и я вижу молодых людей — красивых, умных, исключительно талантливых, реализованных музыкантов, пришедших ко мне в фонд в восьмилетнем возрасте».
Своим стипендиатам Спиваков сегодня дарит не только возможность выступать на лучших сценах мира, не только великолепный, систематический мастер–класс, но и инструменты самого высокого качества. Именно Владимир Спиваков помог Белорусской государственной академии музыки в приобретении скрипки XVII века работы Гварнери. Ее презентация состоится 22 декабря. Сыграет на ней лауреат международных конкурсов Влада Бережная.
Таков Владимир Теодорович во всем. Помимо красивых слов, он еще и человек дела и факта, а не расхожих умозрительных теорий:
— Я привык доверять фактам. Я вижу в Минске великолепно отреставрированный Большой театр оперы и балета, замечательную консерваторию, потрясающую «Минск–Арену», где можно проводить музыкальные события самого масштабного порядка. Из вашей консерватории выходят музыканты мирового уровня. Пример — виолончелист Иван Каризна, стипендиат нашего фонда.
Мир сегодня так велик, что совсем нет никакой разницы, где вы живете, — в Минске, Москве, Берлине или Нью–Йорке. Перед вами открыты все двери. Конечно, хорошие педагоги во всем мире стоят дорого. Если вы найдете возможность их приглашать, поверьте, никто из ваших музыкантов не будет искать счастья за границей. По своему опыту знаю: многие, кто когда–то уехал, сегодня мечтают вернуться, потому что все границы давно растворились.
— Сегодня существует огромное количество музыкальных фестивалей, в чем принципиальное отличие вашего?
— Нам хотелось сделать такой фестиваль, который устраивал бы нас самих. Фестиваль для себя. Сейчас появилось очень много модных слов: «инновации», «модернизация», «нанотехнологии»... Но было, есть и остается искусство. И нашим фестивалем мы хотим об этом напомнить. Не состав лака, не толщина дерева в конечном счете придает звучание инструменту, а душа музыканта, Божья искра. А это и есть то, чему нельзя научить. И еще одна главная цель нашего фестиваля — давать дорогу молодым.
— По какому принципу вы отбирали произведения, которые звучат в программе?
— Когда–то впервые камерную симфонию Дмитрия Шостаковича я сыграл именно в Минске. И был потрясен этой музыкой, хотя долго не мог ее разгадать. И вдруг однажды проснулся в 5 утра и понял, в чем дело. Дмитрий Дмитриевич посвятил этот концерт жертвам фашизма и войны, но я пришел к мысли, что он посвятил его всем жертвам кровавого XX столетия, в том числе и себе. Если в первой части он разговаривает с нами, как живой человек, то уже во второй — как будто бы с небес. Каково же было мое удивление, когда в одном из писем я вдруг прочел, что этот концерт он действительно написал в память о себе. Это очень личное сочинение.
...Владимир Спиваков относится к тем музыкантам, которые за каждой нотой пытаются увидеть судьбу, тайный штрих–код судьбы. Денис Мацуев, у которого на декабрь намечено 24 концерта, отметил, что ему всегда приятно выступать в такой компании. И действительно, на концерте открытия фестиваля, где сошлись на одной сцене дирижер и пианист, было заметно, что между маэстро Спиваковым и Мацуевым не только профессиональные, но и добрые товарищеские отношения. Пианист признался, что готов приехать из любой точки мира, только чтобы сыграть со Спиваковым. Мацуев умчался в аэропорт сразу после первого отделения. Улетел, но обещал вернуться.
— «Виртуозы Москвы» — это коллектив рафинированного качества, бриллиантовый оркестр, — не скупился на комплименты Денис. — Я рад, что с Владимиром Теодоровичем у нас есть контакт не только на сцене, но и в жизни.
Сам концерт открытия стал для филармонической публики настоящим потрясением. Кристально чистое исполнение, темпераментная энергетика, тончайшая нюансировка. Его кульминация — та самая камерная симфония Шостаковича. Зал слушал ее затаив дыхание, и, кажется, маэстро оценил наш зал: на бис «Виртуозы Москвы» выходили 4 раза.
В одном из интервью Спиваков как–то высказался о наболевшем: «Единственное, что не люблю: когда американцы после концерта, особенно после какой–нибудь симфонии памяти жертв фашизма и войны, приходят и говорят: beautiful (прекрасно), или good job (отличная работа). Подобные замечания меня приводят в состояние дискомфорта. Мы оставляем на сцене свою кровь, так же, как и Шостакович оставил в нотах боль, страдание за идею. И beautiful тут неуместно».
Сегодня «Виртуозы Москвы» выступят в Могилевской областной филармонии вместе со стипендиатами Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Завершится зимняя феерия 6 декабря в зале Белгосфилармонии. Солистами заявлены лауреаты международных конкурсов Александра Сумм (скрипка), Алевтина Яровая (сопрано), Оксана Волкова (меццо–сопрано). На этот раз мы вместе попытаемся разгадать тайну музыкальных миров Бетховена, Прокофьева, Рахманинова...