В дворцово–парковом ансамбле Румянцевых и Паскевичей в Гомеле открылась выставка «Куклы–обереги»
Что в жизни славянских народов кукла занимала особое место — факт известный и научно доказанный. А то, насколько у нас богаты и разнообразны традиции кукольного дела, показывает выставка «Куклы–обереги», открывшаяся на днях в дворцово–парковом ансамбле Румянцевых и Паскевичей в Гомеле.
Редкой экспозицией город обязан маленькому музею деревни Стреньки Рогачевского района, который осенью открылся в бывшей конторе местного хозяйства при поддержке ПРООН. Заброшенное здание привели в порядок. А куклы в биографии деревни отметились задолго до того. Несколько лет назад в здешнем центре ремесел по крупицам начали собирать рассказы старушек: как кукол делали, для чего и кому они служили. Накопился целый пласт знаний о том, что их мастерили не только для детских забав, но и для защиты дома, здоровья, красоты, достатка, удачи. Словом, всего того, чего ради сегодня многие квартиры насыщаются атрибутами восточного искусства фэн–шуй. В Стреньках же решили пойти по стопам предков и поднять из пыли веков «Пеленашек», «Желанниц», «Благодать»...
— А названия–то понятные, — вслух ловлю себя на мысли.
— Да здесь во всем кажущаяся простота, — соглашается Анастасия Поварич, младший научный сотрудник дворцово–паркового ансамбля, сама немало воодушевленная «игрой в куклы». — Однако все в этих экспонатах наполнено смыслом, все «читается». Куклы–обереги для предков имели магическое значение, были вроде посредника между человеком и иным миром. С них начиналось детство, ими сопровождалась взрослая жизнь. По сути, куклы хранили и передавали информацию духовного плана, творческую энергию поколений, генетическую память.
Кукольное творчество было уделом женщин. Именно они являлись хранительницами очага, которым полагалось заботиться о защите дома от всяких разрушительных происков, в том числе потусторонних сил. Азам мастерства учили с детства. Кукол, к слову, не шили, иглы и ножницы исключались: «Не колотая, не резанная». В ход шли только скручивание, завязки да подвязки.
— Куклы делали из отслуживших вещей, — Анастасия ведет вдоль музейных стендов.
— Экономили, видно, — догадываюсь.
— Тут еще другое, — не спешит соглашаться со мной собеседница. — Считалось, что ткань заключает в себе часть жизненной силы человека, ее носившего, а значит, передается с куклой.
По быстро мелькающим рукам Ольги Ткачевой, мастерицы из Стренек, нетрудно уловить: куклу просто изготовить, но так же просто и разобрать на тряпочки. Опять же в том тайный смысл — человек приходит в этот мир и уходит из него легко и на время. А что тряпичные барышни получались безликие — так этому тоже есть объяснение. Считалось, что в такие куклы никакая «чернота» не могла вселиться, а значит, и навредить они не могли.
...Под музейным стеклом красуются «поленца» в пеленках. Имя им «Пеленашки», или «Куватки». Такие «чурбанчики», оказывается, мастерили, ожидая прибавления в семье. За две недели до появления младенца куколки укладывали в колыбель, чтобы согревали. А после «Пеленашки» служили малышу и игрушками, и охранницами, когда оставался один дома. Чуть подрастала девочка — получала в распоряжение «Желанницу». Тот самый случай, когда можно было поработать иглой: всякое желание обозначалось на куколке бусинкой или ленточкой, после чего исполнительницу заветного прятали в укромное местечко. А девицы на выданье соревновались «Веснушками» — кукол под таким названием отличали косы самых невероятных цветов и оттенков. Те оберегали девичью красоту и молодость... Когда шло дело к венцу, то молодой в сундук с приданым непременно укладывали «Десятиручку» — помощницу в домашних хлопотах и «Неразлучников» — две куколки, объединенные общей рукой, чтобы шла с мужем по жизни рука об руку.
В доме без кукол процесс тоже не ладился. Над дверью вешали «Везунчика», привлекающего удачу и не выпускающего ее за ворота. Свой угол занимал «Домовичок» — известный персонаж народных сказок и поверий. Подальше от глаз прятали фигуристую куклу пышных форм с привязанными к ней малышами — символ богатства, который чужим показывать категорически запрещалось. Чтобы не увели. Хозяйки считали своим долгом иметь также «Благодать» — куклу с поднятыми к небу руками и «Колокольчик» — куклу в тройной юбке колоколом, олицетворяющую гармонию духа, души и тела, а еще несущую радость и хорошие вести.
Все это кукольное царство, к слову, служило не только в будни, но и в праздники. Накануне больших торжеств в домах начинали работать целые мастерские по изготовлению тряпичных подарков, которые почитали и принимали с радостью. А еще на них учили детей быть благодарными. Существовало понятие «подарок–отдарок», когда малыш своими руками мастерил простенькую куколку в ответ на гостинец, преподнесенный ему взрослыми. Считалось: вкладывает душу. Значит, постигает науку чуткости и доброты.