Алесь Карлюкевiч. Зорны шлях белых гарлачыкаў. Казкi. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2010.
Серия издательства «Мастацкая лiтаратура» «Казкi XXI стагоддзя» — замысел актуальный и интересно выполненный. Каждая такая книга представляет собой не только сам текст. В ней дано слово и автору, и художнику, оформившему издание. К этому изданию, например, нарисовал удивительные, таинственно–изысканные иллюстрации молодой художник Ян Жвирбля, который еще учится в Белорусской академии искусств. А в самих сказках объединяются мотивы не только белорусского фольклора, но и реалии, в которых живут современные дети. В них бабочки пишут письмо Энтомологу Притычанскому, белочка Аленка узнает легенду о возникновении черных аистов, Житень встречается с античной богиней плодородия Церерой, а первокласснице Светлане помогает написать сочинение о Таджикистане Пингвин Гренландкин, возмущенный тем, что девочка «для прикола» хотела сочинить, что он живет на берегу Каракумского канала. Маленькие читатели из книги узнают, как их предки отмечали Камаедицу, кто такие Жижаль, Оштарп и Понадтитовки.
Дмитрий Мережковский. Гоголь и черт. Москва, Книжный клуб «Книговек», 2010.
В каждой литературной эпохе есть знаковые фигуры, есть и те, кто как бы на маргиналиях, но в них сосредоточился сам дух эпохи... Именно таковы для Серебряного века русской литературы Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, удивительная литературно–критическая пара, пассажиры знаменитого «парохода философов», вывезшего в 1922 году из революционной России «враждебный интеллектуальный элемент». Дмитрий Мережковский, один из отцов символизма, основатель историософского романа и ярый антисоветчик–эмигрант, в Советском Союзе, разумеется, был фигурой непроходной. Только относительно недавно его наследие начало нам открываться. В книгу из ранее запрещенного вошло исследование «Гоголь и черт», мрачное, исполненное мистицизма и шокирующих подробностей о смерти классика. Вряд ли в советской школе стали бы рассказывать о том, что Гоголь уморил себя голодом, а врачи постарались обставить его уход как можно большими бессмысленными мучениями... О богоискательстве автора «Тараса Бульбы», о его отношении к женщинам, точнее, боязни их... И сегодня это исследование способно вызывать споры и требует интеллектуального напряжения. Что касается стихов, включенных в книгу, они в большинстве своем, конечно, привязаны к эпохе, но лучшие из них оказываются во вневременном культурном пространстве. Много цитатности, переводы, пересказы известных сюжетов... Фрагменты собственной стихотворной биографии, очень атмосферные... Поэзия местами отточена и прозрачна, местами тяжеловесна. Как написано в предисловии: «В ней есть та аскетичность, даже суховатость, но с привкусом русской полыни, к которой стремился тот же Бунин, мечтая, чтобы книжка его стихов напоминала что–то похожее на старинный молитвенник...»
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.