Книга вслух. 21.by

Книга вслух

20.04.2011 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Книга вслух

 Для писателя необходимо хоть время от времени чувствовать читательский отклик...

Писать в стол, в уверенности, что публика все равно «не доросла»... Гордо реять над умами на бумажных крыльях рукописей... Этого в истории литературы хватало. Так же, как и действительных случаев глухоты современников к гению. Но хлопок одной ладонью — это все равно тишина... Для писателя необходимо хоть время от времени чувствовать читательский отклик.


В античности все было просто: написал древнеримский пиит произведение, тут же — публичная читка с обсуждением. Да и в последующие времена это практиковалось. Иван Тургенев, ежели заканчивал роман, тут же собирал в усадьбе гостей и устраивал чтение. Гости могли зевать, засыпать в креслах — чтение продолжалось до финальной точки. А потом все должны были свое мнение высказывать! Обсуждения новых романов и поэм проходили в салонах и клубах... А в начале прошлого века, когда революционную страну заполонили поэты (что Осип Мандельштам, кстати, увязывал с тем, что молодежь недоедает), естественно, выросло и количество встреч писателей с читателями. Критик Абрам Лежнев в статье «Дело о трупе» объяснял это так: «Гражданская война привела к сильнейшему сокращению литературного производства. Перестали выходить журналы, выпускалось очень немного книг. От печатания писатели сплошь и рядом бывали вынуждены перейти к зачитыванию своих произведений». Провозглашалась полная «демократия искусства»: писатель — «пролетарий слова», соответственно любой трудящийся мог попытаться получить сей навык... Главное, чтобы к классу правильному принадлежал. В Белоруссии заинтересованность публики в писателях была особой: впервые за столетия литература на национальном языке получила возможность говорить в полный голос. Каждый поэтический сборник на белорусском был историческим событием, доказывал, что здесь живет народ с полноценной культурой.


В то время читательские обсуждения были нормой... Только постепенно они все больше брали на себя функции идеологического контроля, нередко превращаясь в «судилища» над неугодными литераторами. И Купала, и Колас, и Короткевич с Быковым испытали на себе «направленный гнев читательских масс»...


Взрыв интереса к литературе — знаменитые шестидесятые... Столько споров, публичных выступлений! Поэты и стадионы... Появление нового значительного произведения сразу замечалось — распространялось ли оно в самиздате, печаталось ли на страницах «Нового мира» и «Роман–газеты». Писатели колесили по стране и дружественному зарубежью... Возникали имена, росли тиражи... О том времени до сих пор ностальгируют писатели старшего поколения. Ведь теперь литераторы оказались практически в вакууме — разумеется, это не касается работающих на рынок, в популярных жанрах. Книги пишутся, издаются, а читатели о них не знают. Обсуждения есть — но происходят или в узком кругу литераторской тусовки, или в контексте учебного процесса, то есть не совсем добровольно. Что произошло со связью читатель — писатель? Время такое? В таком случае вашему вниманию цитата: «Нерадостно пишут писатели, как будто ворочают глыбы. Еще нерадостнее катит эти глыбы издатель в типографию, и совершенно равнодушно смотрит на них читатель. Кстати, какое это странное слово! Все видят писателя, который пишет, некоторые — издателя, который издает, но, кажется, никто не видит читателя, который читает. Читатель сейчас отличается именно тем, что он не читает. Он злорадно подходит к каждой новой книге и спрашивает: а что же дальше? А когда ему дают это «дальше», он утверждает, что это уже было. В результате этой читательской чехарды из игры выбыл издатель. Он издает Тарзана, сына Тарзана, жену Тарзана, вола его и осла его — и... уже наполовину уверил читателя, что Тарзан — это и есть, собственно, русская литература».


Современно звучит, не так ли? А ведь эта статья «Литературное сегодня» Юрия Тынянова была впервые напечатана в журнале «Русский современник» в 1924 году! Как видите, все повторяется, и нет ничего нового под солнцем. Разве что вместо Тарзана героями стали Гарри Поттер да Эраст Фандорин.


Как раз сегодня и нужны были бы читательские конференции... Нельзя сказать, чтобы они не проводились вообще. Да и писатели по–прежнему готовы идти в народ. На официальные мероприятия, на постмодернистские шоу... Проводится масса презентаций, творческих встреч. На одни приходит много слушателей, на других малолюдно. Но белорусский литератор — существо неизбалованное, для него всегда актуален аргумент: «Пускай хоть один человек проникнется, что–то запомнит — уже не зря было...» Но речь–то об инициативе снизу! О встречах, на которых говорят и спорят о каком–то произведении, о проблеме, в нем поднятой.


Подобных встреч я припомню не так много. Есть полезное начинание в музее истории белорусской литературы — надеюсь, обсуждения произведений современных литераторов там продолжатся. Конечно, активно работают с читателями детские библиотеки. Запомнилась встреча в 1–й детской библиотеке Минска, где тоже была «обратная связь» — и я искренне благодарна библиотекарям и учителям, на которых сегодня легла основная задача по пропаганде родной литературы и которые практически на энтузиазме ее выполняют. В Купаловском музее проводится акция «Чытаем Купалу разам»... Литература большой массой переместилась в интернет, читательская конференция происходит прямо на сайте или в блоге, и для этого не нужно прилагать особых организационных усилий. Но все же ничто не заменит встречу в реале. Конечно, нужно быть реалистами. Сегодня невозможно заставить кого–то себя слушать, если не умеешь выступать интересно, увлечь аудиторию. Разумеется, школьники под присмотром учителей отсидят положенный час, отведенный на встречу с писателем, но много ли пользы от этого? Нет сомнений, что сегодня необходимо искать новые формы для читательских дискуссий, для серьезного, не имеющего ничего общего с развлекательным шоу диалога создателей и «потребителей» книг... Или такие встречи в будущем неизбежно сведутся к общению в интернете и формату 3D? Возможно, у вас есть свои соображения?


Что говорят о читательских конференциях писатели разных поколений?


Микола АВРАМЧИК в своих мемуарах «Знаёмыя постацi» вспоминает о читательских обсуждениях, которые проходили в доме писателей в 1930–х годах:


— Я не пропускал ни одного из этих обсуждений. Проводились они на первом этаже, в уютной гостиной, справа перед входом в библиотеку. Сама мебель — с белыми чехлами мягкие кресла, расставленные вокруг круглых столиков с торшерами, — предопределяла, что обсуждения проходили как–то по–семейному. Собиралось на них человек 12 — 15. Изредка приходил и Янка Купала.


Обычно при обсуждении он не проявлял активности, молча слушал и редко когда кивал головой, поддакивая кому–нибудь...


Хорошо помню, как Аркадий Кулешов на обсуждении вслух читал поэму «У зялёнай дуброве...» Вспоминаю, как обсуждался сборник «Слава жыццю» Анатоля Острейко.... Нас с Алексеем Коршаком особенно поразил глубокий критический анализ стихов, сделанный Аркадием Кулешовым.


Раиса БОРОВИКОВА, поэтесса, тоскует о работе с читателем в 1980–х годах:


— Очень активно действовало бюро пропаганды Союза писателей, вместе с библиотекарями устраивали читательские конференции. Активным было и общество книголюбов. Читательские конференции проходили не только в библиотеках, но и в студенческих и рабочих коллективах. Обсуждали и книги, и то, что печаталось в журналах. А потом дискуссии освещались в печати. Конечно, все спешили найти произведение, о котором говорится, и составить свое мнение о нем. Многие люди начинали интересоваться литературой благодаря таким конференциям. Разбирались романы Ивана Чигринова, Бориса Саченко, Ивана Шамякина, Василя Быкова... Еще когда я была молодым автором, активно ездила от бюро пропаганды по всей республике, и иногда творческие встречи тоже выливались в настоящие читательские конференции. Жаль, что это утрачено. Ведь и сегодня в литературе появляются новые имена, а их не знают. А ведь любое произведение можно взять из «Полымя», из «Маладосцi», «Нёмана» и провести по нему конференцию... Просто обидно, что роман Леонида Дайнеки «Назавi сына Канстанцiнам» не вынесен на широкое читательское обсуждение или тот же «Лiтоўскi воўк» Алеся Наварича, романы Алены Браво и Анатоля Бутевича... У нас есть о чем говорить. Нынешний год объявлен Годом предприимчивости, пускай бы почин организации читательских конференций и проявился. Ведь сегодняшний читатель не всегда может сам дойти до хорошей книжки. Ему надо помочь.


Елена МАСЛО, писательница, главный редактор журнала «Бярозка», беспокоится о том, что происходит сегодня:


— Читательская конференция — это возвращение интереса к личности писателя. И самая приятная форма работы с читателем. Он уже подготовлен к встрече, знает твое произведение, у него есть вопросы... Когда–то и я сама участвовала в таких дискуссиях... А в нашей школе была практика: каждый урок языка и литературы начинали с «пятиминутки» — кто лучше выступит со стихами поэта и расскажет о нем. Мы пытаемся сегодня возродить связь с юным читателем. «Бярозка» является инициатором и участником двух акций — «Чытаем па–беларуску» совместно с журналом «Бiблiятэка прапануе» и «Чытаем разам» совместно с журналом «Вясёлка». Запланированы и «круглые столы», и дискуссии, и конкурс сочинений...

 

«Есть вопрос»

Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 Для писателя необходимо хоть время от времени чувствовать читательский отклик...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика