Игра в куклы. 21.by

Игра в куклы

26.05.2011 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Игра в куклы

Независимый кукольный театр для нашего ландшафта явление достаточно новое и нераспространенное. Оговоримся: театр, который может составить конкуренцию профессиональному коллективу. Как раз самодеятельных трупп, обивающих пороги детских садов и школ, с двумя чемоданами и кое–как сшитыми цацками, хватает. Но именно они снижают эстетическую планку этого вида театрального зрелища, заставляя думать, что куклы — это нечто несерьезное. Директор и продюсер побывавшего недавно в Минске с гастролями первого и единственного в Беларуси частного кукольного театра «Провинция» Дмитрий Гайдель уверен: у молодых актеров есть потенциал для того, чтобы претендовать на самое высокое место в европейской театральной семье.


— Дмитрий, насколько это вообще трудоемкое занятие — создание собственного театра?


— Три года я его создавал.


— При этом вы остались актером Гродненского областного театра кукол?


— Пока есть такая возможность — совмещаю. «Провинция» — это, скорее, не коммерческий проект, а творческий. Если в Минске артистов, режиссеров, художников знают, есть какие–то имена и брэнды, то в провинции всего этого нет. Артисты в кино и сериалах не снимаются. Но заявить о себе как–то хочется, пока молодые. Поэтому и решили сделать свой театр. Теперь вот ездим по фестивалям.


— Где уже побывали?


— В Литве, Польше, Украине, Москве, Питере...


— Как принимают?


— Призы дают. Спектакль «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» режиссера Олега Жюгжды имеет уже три международных диплома. «Превращение» по Кафке получил в этом году приз на Международном форуме камерных театров кукол «Московские каникулы». Сейчас поедем с этой постановкой в Рязань на знаменитые «Рязанские смотрины». Послали заявки в Германию и Австрию. Кукольный мир немного своеобразный. Он более сплоченный. Даже если судить по Минску: драматических театров много, кукольный — всего один. Да, раньше к нам относились как к халтурному предприятию. Но мы не ездим по детским садам, а занимаемся искусством. Ищем большие площадки и фестивали. Сейчас у нас уже есть имя. Для того чтобы создать хорошую вещь, нужно вложиться, пригласить хороших режиссеров и художников. У нас спектакли ставит главный режиссер Гродненского областного театра кукол Олег Жюгжда, человек с европейским именем. А над «Превращением» работал главный художник Белорусского государственного театра кукол Валерий Рачковский.


— Основной костяк труппы — коллеги по Гродно?


— Да. В какой–то момент захотелось поэкспериментировать. Своей площадки у нас нет. Всего 6 человек. Постановки мобильные и камерные: хотим делать спектакли не для массового зрителя. Ищем своего — тонкого, театрального.


— Всегда ли вас понимают?


— Одинаково хорошо принимают и на Востоке, и на Западе.


— Дмитрий, а как бы вы сформулировали главные проблемы нашего кукольного театра?


— Они такие же, как и у драматического. Во–первых, зритель идет в театр только тогда, когда у него в жизни все устроено. В Гродно и Минске люди не так активно посещают кукольные площадки. У них другие заботы. Во–вторых, здесь сохраняется недоверчивое отношение к частным театрам. Даже люди, которые со мной учились в театральном институте, до последнего относились к нам с иронией, мол, какая еще частная труппа? Зачем?


Но нам бы хотелось доказать, что сегодня совершенно не важно, какой театр: частный, государственный или муниципальный. Если есть неизменный коллектив, который занимается любимым делом, он найдет своего зрителя.


Олег Жюгжда, главный режиссер Гродненского областного театра кукол, постановщик спектаклей «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Превращение»:


— В Европе молодые постановщики тоже ищут свободы и независимости, потому что государственный театр сейчас является достаточно тяжелым, неповоротливым механизмом. Мы держимся еще на каких–то старых советских наработках. И о том, что театр изживает себя, я говорил еще в начале 90–х гг. К этому сейчас и приходим: свертывание субсидий, дотаций, программ... Слава Богу, что Гродненскому областному театру кукол выделили деньги на конкретные будущие премьеры. Но маленькие труппы, как «Провинция», более подвижны. Они серьезные конкуренты, отвечают требованиям времени. И это одна из самых адекватных форм современного театра.


Кстати


Находящийся по соседству с театром кукол ТЮЗ, о проблемах которого наша газета писала неоднократно, сегодня переживает не лучшие времена. Здание закрыто на реконструкцию, спектакли проходят в Доме литератора, администрация переехала в кинотеатр «Электрон». В редакцию пришло письмо от актрисы театра Анны Козловой, обеспокоенной сложившейся ситуацией:


«Родное здание на «реконструкции» уже пятый год. Правда, строительные работы там до сих пор не ведутся. Денег, говорят, нет. Но на другие театры–то нашлись! Кинотеатр «Электрон», который нам отдали в аренду, — холодное здание без отопления на окраине города. Актеры мужественно перенесли эту зиму, репетируя практически в «блокадных» условиях новые спектакли. Мы творим, играем, радуем детей. Время идет, молодые актеры уходят из театра, старики уходят из жизни, так и не увидев ТЮЗ обновленным».


В администрации ТЮЗа подтвердили, что строительные работы действительно пока не начались. В связи с этим коллектив направил письма в Министерство культуры, Минский городской Совет депутатов и Минский городской исполнительный комитет. Такой шаг комментирует директор ТЮЗа Юрий Кулик:


— Если деньги не будут выделены и нас не услышат, просто не знаем, что делать. На каком основании средства на ремонт не поступают?.. Тем не менее по–прежнему репетируем, выпускаем, как и раньше, 4 премьеры в сезон, реализуем проект «ТЮЗ — детям Беларуси» — ездим с гастролями.


— Мы надеемся, что вопрос решится в самое ближайшее время, — не теряет оптимизма начальник управления культуры Мингорисполкома Виталина Рудикова. — 10 июня он будет обсуждаться на сессии Минского городского Совета депутатов. ТЮЗ включен в Программу реконструкции и технического переоснащения государственных театров, реализация которой рассчитана до 2013 года. Думаю, уложимся в срок.

Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

Фото: Александр СТАДУБ

 
Теги: Гродно, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Независимый кукольный театр для нашего ландшафта явление достаточно новое и нераспространенное...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика