Алена Васiлевiч. Горкi лiпавы мёд. Апавяданнi. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2011.
Книга Алены Василевич — это традиционная белорусская проза в лучшем значении этого слова. Рассказы, вошедшие в книгу, написаны в разные годы — от 1950 до 1980–х. В них нет пафоса и той конъюнктурной привязки ко времени, которая заставляет произведения устаревать вместе с тем, как утрачивают значение символы и ценности эпохи. Собранные в этом томе «Школьнай бiблiятэкi» рассказы, адресованные детям и подросткам, — про отношения взрослых и детей, обретение жизненного опыта, природа... Вместе с тем узнаваемо и время: жизнь во время эвакуации, послевоенная разруха, 1960–е с их вольным оттепельным дыханием. Маленькие герои белорусской прозы большей частью оказывались сельчанами... В рассказах Василевич можно встретиться и с юными горожанами. Проза ее очень прозрачна, лирична, с мягким юмором и гуманистическими установками.
Маккарти — один из самых титулованных на сегодняшний день американских писателей, лауреат Пулитцеровской премии и даже обладатель стипендии с характерным названием «За гениальность». Его романы тут же делаются голливудскими лентами: «Старикам здесь не место», «Дорога». «Кони, кони...» тоже поставлены, с Мэттом Деймоном и Пенелопой Крус в главных ролях. Впрочем, здесь кроются и сила, и слабость литературы. Повествование ведется словно сразу в расчете на экранизацию: захватывающее действие, минимум стилистических тонкостей. В романе «Кони, кони...» динамизм доведен до предела. Большая часть — диалоги, которые никак не выделяются из остального текста, иногда кажется, что читаешь сценарий или даже смотришь уже отснятый вестерн. Главный герой — юноша Джон Грейди, сын владельца конной фермы. Вместе с другом он отправляется за границу, в Мексику — так античные герои пускаются за приключениями в Аид, где иные законы и жизнь человека ничего не стоит. Собственно, сюжет архетипический: уход из дому, испытания, преодоление, возвращение. Джон Грейди встречает свою любовь, переживает предательство... Попадает в страшную мексиканскую тюрьму, где ему приходится усвоить науку выживания (вспоминайте все похожие «тюремные» блокбастеры — все по полной программе). Наконец Джону удается обрести свободу... Даже вернуть украденных коней. Вот только с прекрасной возлюбленной по воле ее жестоких богатых родителей (вспоминайте на этот раз бразильские сериалы) приходится разлучиться. Джон Грейди представляет собой этакий симбиоз Тезея и голливудского мачо и доказывает, что характер истинного героя должен быть неизменным и в древнегреческой Трое, и на Диком Западе, и в мегаполисе.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.