Возьмите старую книгу. Посмотрите, сколько на ней печатей — библиотечных и частных. Пожалуй, нет ни одного фолианта, который бы пролежал столетия на одной полке. В перемещении ценностей по миру действует простой закон «человеческих джунглей»: кто смел — тот и съел.
Так, например, по закону России «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ», то, что возвращалось из Германии в Минск, но «случайно» поехало дальше — в Москву, на родину вернуть можно. Однако пока ни одна из таких попыток не увенчалась успехом. 5 лет назад наше Минкультуры предлагало обменять хранящиеся в московском Государственном историческом музее слуцкие пояса на русские иконы и картины из минских собраний. Россияне отказались. Однако недавно за дело возвращения национального достояния на историческую родину взялись белорусы Москвы.
Кстати, в этот процесс включились и весьма состоятельные люди. И вот пришла новость от Валерия Казакова, руководителя Федеральной национально–культурной автономии «Белорусы России»: в Москве собрали антиквариат для музейной экспозиции Несвижского замка. Пока что в первую очередь книги. Но соотечественники с азартом втянулись в поиск сокровищ для родины предков и уже обещают прислать в Беларусь мебель, картины...
Встречаясь с представителями диаспоры во время Фестиваля искусств белорусов мира в Витебске, министр культуры Павел Латушко поддержал инициативу. И пообещал, что государство не останется в стороне от этих благих начинаний. Еще в начале 2009 года при Совете Министров появилась комиссия по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот национальных культурных ценностей. Тех, что волею судеб оказались за пределами Беларуси. Однако не решена одна серьезная проблема: нет госструктуры, которая бы целенаправленно искала национальное достояние по миру — в музеях, на аукционах. Это ведь чуть ли не круглосуточная работа. Совминовская же комиссия собирается редко. Последний раз это было весной: тогда как раз шла речь о создании постоянной группы специалистов по поиску ценностей. Эти люди должны будут в первую очередь составить базу данных потерянных культурных артефактов: что искать, а потом уже искать ответ на вопрос — где? Но кто эти люди? В Минкультуры говорят, что таких специалистов еще нужно найти.
Тем временем следить за аукционами и приобретать на них «белорусские» вещи начинают и наши частные предприниматели. В последние годы за границей всплывали Библия Скорины, рукописи Мицкевича, гравюра XVI века с видом Гродно. Можно было купить на Западе даже радзивилловские портреты — и по 21.600 евро, и по 146.500 долларов. Все они, однако, так и остались за рубежом. Зато эти случаи подтолкнули бизнесменов к поиску других шедевров. Инициативные граждане, готовые помочь купить нужные вещи для музейной экспозиции Несвижского замка, объединились вокруг сайта radziwill.by. Пока дело дойдет до реституции на государственном уровне, нужно добывать раритеты на аукционах — любой ценой, — здраво рассуждают прагматики.
А если посмотреть на все попытки реституции, которые предпринимались с конца 80–х годов прошлого века, то очевидно: ни ученые, ни государство, ни предприниматели–патриоты в одиночку не справятся с возвращением на родину ее достояния. Историки владеют точной информацией, официальные лица авторитетом, а бизнесмены деньгами. Только объединив эти три ресурса, можно чего–то добиться. Иначе все благие начинания рискуют оказаться не более чем красивыми жестами — разовыми и малоэффективными.
Любой ценойО культурных ценностяхВозьмите старую книгу. Посмотрите, сколько на ней печатей — библиотечных и частных. Пожалуй, нет ни одного фолианта, который бы...