За сводками погоды сотрудники археологического музея «Берестье» следят так же пристально, как хлеборобы. Дождь и грунтовые воды — сегодня главная беда музейщиков. Богатый осадками июль едва не подпортил репутацию культурного учреждения, обострив вопрос о необходимости серьезной реконструкции. Сухие август и сентябрь помогли оглядеться и немало сделать, но впереди — неизбежная осенняя слякоть, снежная зима и мокрая весна. При консервации древнего города специалисты давали гарантию сохранности конструкций до сотни лет. Только это возможно при оптимальном температурном режиме. В «Берестье» его нет, что чревато разрушением экспонатов музея, имеющего первую категорию в государственном списке ценностей. Мировой уровень. Но до соответствующего уровня охраны пока далеко. Парадокс: когда–то благодаря воде древний город законсервировался, нынче же вода может стать погибелью для музея...
В тихом уютном уголке расположился музей, адрес которого: Брестская крепость, Госпитальный остров. Единственный в Европе, уникальный — все синонимы из этого ряда можно смело писать в характеристику «Берестья», которому в следующем году 30 лет. Бывала здесь не однажды, и всякий раз возникает ощущение виртуального перемещения в Средневековье. Атмосфера невероятная. Опершись на перила над раскопом, легко представить себя берестейским скорняком. Или любимой женой ювелира. Ведь самую многочисленную группу находок из цветных металлов составляют женские украшения — колты, височные кольца, бусы, привески, браслеты, перстни, кольца. А главное сокровище — археологический раскоп — занимает площадь 1.000 «квадратов» на глубине четырех метров. Благодаря воде и влажности здесь неплохо сохранилась часть ремесленного квартала ХIII века: 28 жилых и хозяйственных построек в две улицы. Раскопали древний город археологи Национальной академии наук под руководством историка Петра Лысенко. Несмотря на свои 80, академик и сейчас первым мчится в Брест, чтобы решать проблемы «Берестья». Нынешним летом тоже приезжал.
Вспоминает Алексей Митюков, директор Брестского областного краеведческого музея, филиалом которого является «Берестье»:
— Было дождливо, поднялись грунтовые воды, влага пошла через отмостку — бетонную полосу вокруг павильона, предназначенную для защиты фундамента от дождя и паводков.
В музее срочно начали работы по установке пробной дренажной системы, которая нужна, чтобы своевременно откачивать воду из раскопа. Подремонтировали четыре сообщающихся колодца. Они с помощью насосов отводят грунтовые воды в пятый, а оттуда по трубе — в Мухавец. Сейчас в раскопе не сухо, но и луж нет. От земли памятники отделяют деревянные платформы. Но они, к сожалению, прекрасно пропускают влагу извне. Поэтому, кроме эффективной дренажной системы, «Берестью» необходима новая отмостка. Старая устарела, продырявилась и пропускает влагу с улицы внутрь. Нужно менять вентиляцию. Существующая требует слишком много электроэнергии. Она не выводит воздух наружу, а лишь гоняет его по помещению. Оттого в музее острый запах сырости. С удивлением узнала о том, что шатровая крыша когда–то устанавливалась как временная, а стоит «времянка» над раскопом уже 30 лет. Сердобольные посетители пишут просьбы в книгу замечаний и предложений, бросают купюры в раскоп. Но это не те деньги...
Алексей Митюков надеется на лучшее:
— Рассчитываем, что средства найдутся. Ведь, кроме прочего, нужно менять еще и витражи. Стеклопакеты защитят музей зимой и летом. Нужна система отопления...
Оценить весь объем необходимых работ и подготовить проект еще предстоит. Но медлить нельзя, иначе не сохранить то, что памятно городу и миру. Контакт между «Берестьем», Брестом и Министерством культуры не должен упираться в деньги или расстояние.
Кстати
В сентябре грунтовые воды неожиданно «пришли» в Брестский академический театр драмы. Театр, принимавший международный фестиваль «Белая вежа», от конфуза спасали уборщицы, успевавшие убирать воду в туалете с помощью тряпок. А публика, читавшая на дверях объявления «Осторожно, мокрый пол», лишь недоумевала, к чему они.
Справка «СБ»
Экспозиция музея, который в нынешнем году посетили почти 48 тысяч человек, расположена в 14 залах павильона. Среди уникальных экспонатов — гребень ХIII века с вырезанными буквами кириллицы, писала — металлические стержни для нанесения букв, диплом — деревянная навощенная дощечка для письма, книжные застежки, тележное колесо, лыжи, рулевые и гребные весла. А также глинобитная печь, найденная на территории крепости несколько лет назад. Она — свидетельство, что древнему Бресту, готовящемуся встретить тысячелетие, гораздо больше лет.
Компетентно
Григорий Бысюк, начальник управления культуры Брестского облисполкома:
— Проблема с грунтовыми водами, которые мучают владельцев частных домов, пришла, к сожалению, и в учреждения культуры. Будем привлекать для поиска выхода ученых Полесского госуиниверситета. Что касается музея, из областного бюджета на днях выделено 40 миллионов рублей. Для обеспечения сохранности раскопа их хватит. Работы будем продолжать и дальше.