Идите и смотрите – театральная неделя с "Белгазпромбанком". 21.by

Идите и смотрите – театральная неделя с "Белгазпромбанком"

17.10.2011 09:57 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Идите и смотрите – театральная неделя с "Белгазпромбанком"


В Минске правит бал театр с большой буквы. Международный форум "Теарт" дает возможность увидеть современные образцы сценического искусства из Аргентины, Польши, Южной Кореи, Латвии, Литвы, Франции, России. Четыре увиденных спектакля дают богатую пищу для споров об авторских пристрастиях в подходе к классике, о мере документализма в сценической драматургии, о том, какие послания шлют нам, зрителям, известные постановщики разных стран.
 
Время действия в спектаклях "Звук тишины" режиссера Алвиса Херманиса (Новый Рижский театр) и "Гамлет" Оскараса Коршуноваса (ОКТ\Вильнюсский городской театр) отдалено не столько столетиями, сколько размышлением о том, как жили в период СССР и как живем сейчас.
 
А.Херманис воссоздает атмосферу существования сограждан в конце 1960-х, когда хрущевская "оттепель" превратилась в брежневский застой. На сцене вместо занавеса – планшеты с большими фотографиями - это улицы "той" Риги, малолюдные, или с группами людей. В начале спектакля снимки по очереди уносят. Сцена представляет… Вспомним стихотворную "лесенку" главного пролетарского поэта ушедшей эпохи:
 
"…это –
 
  чтобы в мире
  без Россий,
  без Латвий
жить единым
  человечьим обшежитьем".
  Владимир Маяковский
  Товарищу Нетте
  пароходу и человеку
 
Декорация как раз и представляет обшарпанное единое человечье общежитие со стандартным набором атрибутов - от мебели до трехлитровых банок для домашнего консервирования. Из пожилых персонажей действует то ли вахтерша, то ли уборщица, в общем, знакомая тетечка. Чуть постарше – "гэбисты", являющиеся по ночам к этой самой тетечке слушать запрещенную западную музыку. Еще не постаревшая мадам с прической "бабетта" ищет утех с юношей. Остальные – молодость в расцвете. Читают книги, балдеют от самодельной наркоты, пытаются наладить антенну для прослушивания "Битлз" и иных групп, влюбляются (кто-то устраивает "рай" в шалашике из перевернутого дивана), мужчины мечтают о Прекрасной даме, а женщины разом беременеют.
 
Режиссер с актерами словно вспоминает молодость тех, кому сейчас приходится жить пенсионерами в новой Латвии, окрашивает эту жизнь юмором, от которой рождается глубокий вздох: ведь верили в то, что советское общество и есть самое справедливое в мире. В постановке – ни единого слова, только музыка Саймона и Гарфункеля. Это своеобразный спектакль –пантомима. Однажды персонажи посмотрят несколько эпизодов из документального фильма Андриса Гринбергса "Автопортрет", снятого в 1972 г. на 16-мм пленке, в которых хиппуют "цветы жизни". Внешней и телесной раскованностью они пассивно выражали протест против догматизма советской жизни. Как им живется нынче и что вспоминается?
 
Утонченному бытовизму-бытийности, изображенному латышским режиссером, можно противопоставить острую сценичность Оскараса Коршуноваса. Сценическая интерпретация "Гамлета" полна резких столкновений не только персонажей, но и цветовой гаммы, состоящей из черного, красного и белого. Литовский постановщик виртуозно использует девять гримерных столиков с зеркалами, которые то выстраиваются в стену-ширму (сверху над ней появляются руки и головы, как в кукольном театре); то служат одром смерти для отравленного Гамлета-старшего; то группируются для "вальсирования" по центру сцены; то превращаются в треугольник, в центре которого – отец Гамлета и Клавдий (обоих играет один и тот же актер), а по бокам – Гертруда и сын. Смысл отождествления отца и дяди в том, что Гамлета преследует эдипов комплекс – ревность к обоим и чувство мести по отношению к Клавдию.
 
Словом, организуя театр в театре, соединяя шекспировские страсти с сегодняшними общественными проявлениями, О. Коршуновас стремится не только к сценической зрелищности, но и зовет к соразмышлению о таких категориях, как материнство и мужская дружба, о крайностях любви и ненависти, о том, что жизнь – лицедейство, и все в ней актеры.
Аргентинский спектакль "Дядя Ваня" ( компания Даниэля Веронезе) и польский "Фэйс-контроль" (Театр Восьмого Дня, художественный руководитель Януш Опрыньски) контрастны по выразительным средствам.
 
Латиноамериканцы используют реалистическую стилистику, опираясь на пьесу Антона Чехова, то приближаясь к ней, то отдаляясь от нее. Это целиком психологический театр с одной скромной декорацией: выгородка из двух стен, стол и стулья. В настольном "натюрморте" - пепельница, стаканы, спиртное. Герои облачены в современные одежды. Человеческие "бури" то прячутся за обыденными разговорами, то вспыхивают до белого каления. За актерами следишь на одном дыхании, поскольку они органично играют не только текст, но и ироничный "подтекст", и нюансы взаимной любви-неприятия. Однажды они сделают акцент на латиноамериканских страстях, изображая их намеренно "на всю катушку". Несколько раз проиграют фрагмент пьесы "Служанки" Жане и вспомнят Островского. Не того, который обличал русское "темное царство" с "лучом света", а того, кто прокламировал прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. И вся эта драматургическая "солянка" выглядит естественной. Так воздействует подлинное искусство.
 
В "Фэйс-контроле", наоборот, много визуальной ( цвет - черное с красным, внезапные вспышки желтого) и звуковой какофонии. Декорация – метафора межи-границы из металлических панелей. Все вместе создает тревожно-неуютную атмосферу современного мира, где одни повелевают и контролируют, другие либо жаждут стать хозяевам жизни, либо страдают от исковеркованности действительностью. В гнетущую среду вплетаются документальные монологи людей, в частности, из романа-репортажа Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва": женщина рассказывает, как катастрофа в Чернобыле превратила ее мужа в радиационный объект. Мужчина из Чечни не может забыть видение: в Грозном танк раздавил молодого черноволосого мужчину. Тяжкие воспоминания преследуют и остальных персонажей, причем монологи взяты из современной печатной хроники. Суть этого спектакля, созданного на актерском "нерве", в том, что гомо-сапиенс сам себе создал ад, но хотел бы пробиться в рай через фэйс-контроль.
 
Разные театральные постановки – разные художнические миры, в которые можно входить (или не входить).
 
Если вы любите театр так, как его любят сотрудники Центра визуальных и исполнительских искусств , организовавшие этот форум при поддержке ОАО Белгазпромбанк и ОАО Газпромбанк (Россия), Института Адама Мицкевича в Варшаве , Польского института в Минске идите, посольства Франции идите и смотрите на сценические площадки столицы. В оставшемся репертуаре тоже есть что посмотреть.
 
Алла Бобкова, кинокритик
 
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Минске правит бал театр с большой буквы. Международный форум "Теарт" дает возможность увидеть современные образцы сценического искусства из Аргентины, Польши,...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика