В Минске продолжает свою работу XVIII Минский международный кинофестиваль «Лicтапад–2011». Устроители попытались осовременить церемонию открытия: в шоу появились номера в стиле модной хореографии, а на «десерт» давали группу «Город 312», записавшую популярные саундтреки для «Дневного дозора» и «Питера FM». Специальный приз Президента «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» в этом году присужден народному артисту Украины и СССР Богдану Ступке. Из–за проблем со здоровьем приехать на церемонию актер не смог, что не помешало залу рукоплескать кинокадрам с участием любимого артиста из кинофильмов «Тарас Бульба», «Водитель для Веры» и «Инсайт».
Эффектным аккордом открытия стала премьера фильма Андрея Звягинцева «Елена». Режиссер прилетел в Минск, чтобы представить фильм лично:
— Очень сожалею, что меня не было на предыдущих фестивалях. Для меня кинематографическое пространство едино. Я до сих пор не могу привыкнуть к тому, что существуют какие–то границы. После Минска улетаю с картиной в Грецию, потом в Испанию. Фестивальное движение — это большой труд, который всегда окупается интересным общением. Мой новый фильм «Елена» понятен любому, там нет никаких ребусов и секретов: все ясно и предельно прозрачно. Это кино для зрителя, который желает думать и готов отдать на просмотр картины часть своей жизни и времени. Мне часто говорят, что «Елена» не оставляет зрителю надежды. Но что такое надежда на экране? Это какой–то возглас или реплика, или что еще должно произойти?..
— Насколько в произведении важен автобиографический элемент?
— Абсолютно не важен и не обязателен. Хотя с «Еленой» у меня связана своя история. Один британский продюсер предложил участвовать в проекте про апокалипсис. Так совпало, что незадолго до этого у сценариста Олега Негина умер отец. Мы очень скоро отказались от идеи фильма–катастрофы, хотя бюджет предполагал такой масштаб — на деньги продюсер не скупился. Решили искать сюжет в личных историях. Сама канва и фабула картины — вымысел, автобиографическим является только тот факт, что отец жил со второй женой, которую Олег мало знал. Не знаю, зачем я об этом однажды заговорил, теперь приходится каждый раз объяснять... Что на самом деле произошло с героиней — пусть каждый зритель решает сам. Любила она его или не любила? У меня есть свое представление, но зачем же мне его навязывать? Мне нравится амбивалентная трактовка — это значит, что фильм сделан точно.
Сегодня фестивальные показы игрового конкурса «Лiстапада» в кинотеатре «Центральный» продолжатся работами из Сербии и Польши.
Сколько себя помню, фестиваль почти всегда совпадал с первым выпавшим снегом. Вечерами легкие метели у крыльца кинотеатров вносили в его атмосферу романтичный привкус рождественской сказки. В этом году погода решила побаловать киноманов, подарив сухую и совсем не промозглую осень. Новый имидж «Лiстападу» вполне к лицу: он словно сбросил с себя несколько лет, хотя, как видим, за выдержку и верность традициям наш форум и ценят в кинематографической среде.