Рассматривая картины Курта Веннера, я поняла, насколько скуден мой словарный запас. Искусству тесно в двух плоскостях — знает и малыш. Оказавшись в 3D–кинотеатре, ребенок кричит: «О!» или «Ого!» Вот и я, изучая Веннера, добавила к этому «О!» и «Ого!» еще десять литературных слов и... десять нелитературных. Вывод: не выразить словами восторг, который рождается в душе при виде анаморфированных изображений. А ведь я помню еще стародавние времена, когда мы осуществляли классный (во всех отношениях) культпоход в столичный кинотеатр «Мир» на стереосеанс. И радовались, наблюдая, как молдавские садоводы протягивают прямо в зал сочные яблочки с алым бочком. Черные очки на глазах делали кинопросмотр особенно таинственным, а морские брызги, летящие в зал, добавляли эмоций. Откуда нам было знать, что в это самое время искусный американский художник Веннер творит подобные чудеса мелом на асфальте...
В 1982–м Курт оставил работу в НАСА и решил использовать свои математические навыки для создания трехмерных иллюзий на улицах городов. Смешно сказать, но в те времена еще не было любимых ныне дизайнерами компьютерных программ, воссоздающих 3D–изображения. Будущий художник использовал комплексные вычисления для создания концептуальных рисунков инопланетных ландшафтов по заказу НАСА. И вот работа над космическими проектами прекращена, навыки стали инструментом, способным оживить банальные стены и полы. Потолки и асфальт. Честно говоря, из–за появления компьютерных изображений Курт был одним из последних художников, кого обучали, как механически воспроизводить перспективу с помощью бумаги, карандаша и комплексных уравнений. В 1982–м он покидает Америку и переезжает в Италию — учиться живописи и сводить с ума мир.
Воображаемая нить, натянутая Человеком–пауком, по которой могут пройтись желающие. Дверь на Карибы в Нью–Йорке, созданная в апреле этого года, когда тротуар перед Нью–Йоркской фондовой биржей перевоплотился в роскошный круизный лайнер, доставляющий публику в экзотические места. Трое волхвов, приносящих подарки детям в Керетаро (Мексика). Работа декабря 2010–го. Сам Курт с удовольствием принимает участие в перформансах, посвященных его картинам. Так, в январе прошлого года он уселся на работу с названием «Стул путешественника», нарисованную на станции метро «Ватерлоо» в Лондоне. Любой человек может поучаствовать в этих живописных аттракционах. Так, в проекции болида «Формулы–1», нарисованного в марте 2008–го в Бахрейне, было сделано отверстие для желающих посидеть за рулем и сфотографироваться. А велосипедист Бредли Вигинс принял участие в инсталляции «Бредли покидает Саутбэнк, чтобы прокатиться в тропическом лесу», осуществленной на основе картины «Лесная тропинка» в октябре 2010–го.
На каждую работу у Веннера уходит пять–семь дней. Чтобы замерить расстояние между картиной и местом просмотра и вычислить, какой должна быть перспектива, художник пользуется обычной веревкой.
Вряд ли, как я уже сказала, возможно передать весь эмоциональный ряд, который испытывают видящие картины Веннера. К тому же мне самой никогда в жизни не доводилось воочию узреть эти изображения. Лишь фотографии и записи на Youtube. Могу вообразить, как радуются те, кто проходит мимо невероятных полотен на асфальте. Колдовство художника с улицами мира было собрано в его книгу «Асфальтовый Ренессанс». Да и в интернете можно найти ссылки. Рекомендую всем, кто не потерял еще нотку любопытства и желание открыть для себя что–то непривычное.