Сегодня в Витебске открывается XXIV Международный фестиваль современной хореографии. И отмахнуться от этого факта невозможно. Все билеты на концертные программы раскуплены, что еще раз доказывает: балет, пусть и contemporary, занимает в нашей культуре совершенно особое, очень уважаемое, положение. Хоть дождь, хоть снег, хоть камни с неба — не оторвать зрителей от танцев на сцене, от этой бесконечной череды схваток женщин с мужчинами, разреженных экстатическими дуэтами, от рискованных акробатических этюдов и замысловатых па профессионалов. Совсем недавно дирижер Александр Анисимов всерьез интересовался у меня: «Отчего наши люди так любят балет и недооценивают оперу? Ну правда ведь, я не понимаю, что значит фуэте? Какой в нем смысл? Физическая радость преодоления вращения?» В ответ могу только плечами пожать. Езжу в Витебск на фестиваль современной хореографии много лет подряд, и, по моим ощущениям, 90 процентов зрителей, присутствующих в зале, ничего не понимают, что происходит на сцене, но видят в приглушенном свете красивое тело, слышат хорошую музыку — и готово, замирают в восхищении. Такова сила искусства.
Каждый год организаторы умудряются в гостевую программу феста пригласить танцевальную труппу, о которой Москва еще не слыхивала, русскоязычный Гугл не писал, да и «Гардиан» с «Таймсом» тоже. Такой черной кошкой в черной комнате в этом году станет канадская труппа Rubberbandance Group (RBDG). Из той скудной информации, которую удалось собрать об этом коллективе, совершенно непонятно, каким образом они попадут на гастроли в Витебск: творческий дуэт Виктора Квиджада и Энн Пламондон основал пару лет назад в Монреале танцевальную труппу, сделал пару–тройку удачных спектаклей и «выстрелил» — поехал выступать на крупнейших танцевальных площадках. В этом году сообразили премьеру — спектакль «Центр тяжести» — и «турят» с ним по всему миру, словно какие–нибудь рок–звезды.
О тайных пружинах культурной революции в программе витебского фестиваля спрашиваю у Марины Романовской, заместителя генерального директора по специальным проектам центра культуры «Витебск».
— Марина Геннадьевна, ну как вы узнали об этом канадском коллективе, даже название которого трудно выговорить — Rubberbandance Group?
— Их знают все. Года три назад они удачно выступили на одном из немецких фестивалей, и о ребятах из Канады сразу заговорили те, кто интересуется современной хореографией. Три года подряд мы настаивали на том, чтобы Виктор и Энн к нам приехали. Наконец сложилось.
— Хотите сказать, что они наслышаны о витебском IFMC?
— Нет, наш фестиваль станет для них открытием. Вообще, в Беларусь они приедут впервые. Но вот, кстати, знают о Минске, о том, что это очень красивый город. И попросили нас сделать для них однодневную экскурсию в нашу столицу.
— Наверняка вы видели их спектакль «Центр тяжести» на видео. Каким он вам показался?
— Посмотрела, да. И у меня было впечатление, что это поставили не в Монреале, а здесь, на соседней улице: мысль, которая заложена в балете, будет очень близка и понятна нашему зрителю. Завораживает уникальный танец группы — это гибрид трех техник сразу: классический танец, контактная импровизация и хип–хоп. Сюжетная линия тоже насыщенная, но ее раскрывать не стану, чтобы не разрушать интригу для тех зрителей, которые придут завтра посмотреть канадскую постановку.
— Чего ждете от нынешнего фестиваля?
— Что он все–таки случится. Это для меня самое радостное событие.
В этом году на IFMC в новом формате пройдет белорусский конкурс современной хореографии. В нем не будет закрытого тура и первых–вторых мест: приглашенные к участию 9 коллективов будут сразу представлены публике. И жюри распределит между ними премии в пяти номинациях: «Лучшая постановка», «Хореограф», «Исполнительское мастерство», «Артистизм» и «Постскриптум».
Один из участников судейской комиссии, хореограф Раду Поклитару, честно признался: в Витебск на фестиваль приехал в этом году не за новыми впечатлениями, а представить публике два своих новых спектакля In pivo veritas и «Болеро» в исполнении труппы «Киев модерн–балет», которая тоже активно гастролирует по Европе. Сразу после IFMC танцовщики отправятся с концертами в Голландию, затем в Бельгию.
— Для меня на любых фестах важно только одно — как зритель воспринимает мои спектакли, — признается Раду Поклитару. — Все остальное вторично. Безусловно, витебскому фестивалю в полной мере соответствует миссия проводника современной хореографии на постсоветском пространстве. Я сам, можно сказать, «родом» из Витебска. В 90–е годы впервые выступил здесь как танцовщик, в 2000–м на IFMC взял первую премию за хореографическую постановку. А в прошлом году участвовал в форуме как член жюри и убедился: если бы не было витебского конкурса, мы никогда бы не узнали десятков новых имен в хореографии.
Итого: ключевые авторы современного балета в сборе. Форум IFMC–2011 продлится до 20 ноября. За эти дни, надеюсь, фестиваль продемонстрирует весь масштаб и силу хореографической мысли.