К восточным гороскопам здравомыслящий человек иначе как с юмором отнестись не может. Но то, что грядущий 2012 год, уже "обвешанный" апокалипсическими предсказаниями, осядет в наших квартирах сувенирами в виде черных драконов, ясно. Должна заметить, образ дракона для белорусской культуры вовсе не чужой.
Похитители дам
Прежде всего для нас это крылатые чудища с функцией огнеметов. Порядочный средневековый европейский дракон - это вам и Дон Кихот объяснит - живет в пещере, похищает прекрасных Дульсиней, и вся жизнь его - прелюдия к тому торжественному моменту, когда плюющуюся огнем голову отсечет храбрый рыцарь. В сегодняшнем фэнтези драконы - персонажи еще более разнообразные. Иногда они наделены выдающимся интеллектом и высокими моральными качествами и, вместо того чтобы вредить, спасают человечество (хорошее - от плохого).
Иногда этих птиц делят на западно- и восточноевропейских. Первые - небольшие, могут быть с крыльями, но бой происходит непременно на земле, и дама, которую чудище похитило, обычно в целости и сохранности дожидается избавителя. Восточноевропейский дракон часто отличается многоголовостью и налетает на богатыря с воздуха. А людей просто жрет, не сортируя по эстетическому принципу. Читала гипотезу, что западноевропейские драконы - самцы (потому-то и похищают дам и, подобно муравьям, после брачных игр летать не могут), а восточноевропейские - самки (охраняют потомство, нуждаются в усиленном питании, могут и своего самца сожрать, если не улетит на запад).
Монстры философские
Впрочем, Станислав Лем утверждал, что многоголовые драконы существовать не могут. "Упрямые и тупые по своей природе, эти монстры не выносят ни малейшего противоречия; вот почему две головы на одном теле приводят к быстрой смерти, ведь каждая из них, стараясь насолить другой, воздерживается от приема пищи и даже злонамеренно прекращает дыхание - с вполне однозначным результатом".
Есть у Лема "Сказка о Цифровой Машине, которая сражалась с драконом". Для подвига был построен электродракон, "более сильный, чем тот, что сидит на Луне. Победит он лунного, поломает ему все мослы электрические...". В другом рассказе герой убивает дракона по заказу жителей планеты, уставших платить чудищу дань. Но с храбрым астронавтом не собираются расплачиваться: "ходил в кассу, к царю, на совещания, никто не хотел со мной даже разговаривать; а когда они потребовали от меня автобиографию с двумя фотокарточками, мне пришлось убираться, но, к сожалению, дракон пребывал уже в необратимом состоянии". И тогда косморыцарь изготавливает из шкуры и прутьев муляж чудовища и собирает вместо него дань. Но особенно запоминается тот лемовский дракон, которого встретил бравый астронавт Ийон Тихий на планете Абразия. Он похож на огромный горный хребет, который все разрастается, а местные жители кормят его, причем вокруг кормления и утилизации продуктов его жизнедеятельности создана целая индустрия.
Очень аккуратные цмоки
А вот теперь перейдем к драконам белорусским... Имя им - цмоки. В записях фольклориста Никифоровского значится: "Знешне Цмок акуратней за астатнiх нячысцiкаў, любiць купацца, ходзiць у лазню i штодзённа мыецца..." У другого фольклориста, Федоровского, говорится: "Змей, або Смок, вялiзны, як будынак, бывае ў яго тры або шэсць, або дзевяць, або i дванаццаць галоў, тыя галовы, як цабры, вялiзныя, зубы, як нарогi, пазуры, як сярпы, а крылы, як палашы, вострыя". О цмоках писал в XVI веке Федор Евлашовский, в XVII веке - Симеон Полоцкий, в XIX веке - Ян Барщевский...
Минские цмоки существовали в двух вариантах. Первый - классический, западноевропейский: жил в пещере Высокой горы, в районе Юбилейной площади. В жертву получал красивых девушек... Пока не нарвался на ту, у которой был воинственный жених. Тот вызвал цмока на бой, убил, но и сам умер от ран. Тело дракона сбросили в Свислочь, где-то в том месте, где сейчас гостиница "Юбилейная", туда же опустили хрустальный гроб с телом рыцаря. Говорят, долго еще можно было видеть сквозь толщу воды ребра цмока и блеск хрустального гроба.
Второй вид дракона вполне материален. Свидетельство о нем мы можем найти в мемуарах путешественника XVI века Сигизмунда Герберштейна, который оставил запись, что минчане держат в своих домах вместо домашних животных огромных жирных ящериц с черной плотной чешуей. А ящериц тех вылавливают в Свислочи. Чучело такой рептилии украшало кабинет директора одного из минских реальных училищ еще в начале ХХ века.
Возможно, таинственные животные до сих пор обитают, например, в подземных водах Немиги...
Наши Несси
Много легенд существует о цмоках, живущих в озерах Россонщины, Браславщины, на Полесье. Ян Барщевский описал, как ловили драконов в озере Нещердо: повсплывали чудища, аж вода кипела... Владимир Короткевич использовал легенды о водяных белорусских драконах в романе "Хрыстос прызямлiўся ў Гароднi", который и начинается с того, что в Лепельском озере всплывает мертвая рыба и, в конце концов - огромный цмок длиной десятки саженей. "I, дальбог, смяялася тая галава. Мо проста зубы скалiла, а мо - з нашых бедаў. I зубы былi велiчынёй з конскiя, але вострыя, i многа iх было на такую галаву аж данельга. Вочы вялiзныя, як сподкi, каламутна-сiнiя ў зелень, ашклянелыя. I страшна было глядзець у тыя вочы, i мурашкi па спiне, нiбы Евiнага змiя ўбачыў, i непамысна неяк, i нiбы ў чымсьцi вiнаваты"... Эти образы как нельзя лучше соответствуют мнению, что в легендах о драконах отозвалась эра динозавров. Могли же отдельные экземпляры мутировать, остаться где-то...
Цмок надежно зафиксирован в нашем фольклоре, литературе и даже в исторических хрониках. Осталось дождаться, пока какой-то счастливчик не выловит удивительную рептилию, не важно, в городском коллекторе или в бездонном озере.