Обилие фестивалей, наград и премий в театральном мире в последнее время увело от сути происходящего: сильные спектакли — безоговорочные лидеры сезона — у нас по–прежнему появляются крайне редко. Художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Валерий Анисенко уверен: для того чтобы встрепенуться — нужна прививка чужой культуры. Именно поэтому труппа РТБД развивает международное сотрудничество, реализуя конкретные театральные проекты с Израилем, Швецией, Польшей. Такой формат просто необходим для того, чтобы, в конце концов, и на все свои заслуги и ошибки посмотреть чужими глазами.
— В декабре мы выступили со спектаклем «На что жалуемся?» в 4 городах Израиля, где эту комедию Леона Агулянского зритель принимал просто взахлеб, — Анисенко, как всегда, эмоционально заразителен. — Там есть действительно смешные вещи. Эта поездка нас взбодрила. Ведь порой руки опускаются от того, что происходит в нашей театральной культуре. Недавно был на премьере у коллег и увидел артистов, которые «молотят» монологи, совершенно не понимая их смысла. Потрясающая безграмотность! И поскольку она — всеобщая, никто ее не стесняется, вот в чем весь ужас.
— Валерий Данилович, ощущение, что наш театр сдает позиции перед зрителем. Не хочется нагнетать пессимизм, но ушел Раевский и вместе с ним вся прежняя театральная Атлантида постепенно уходит под воду...
— Да. Раевский — это эпоха. А дела действительно очень скудные. Посмотрите: в половине театров нет художественных руководителей. И это все не за один день делалось. Ушли старые мастера. И сегодня я не могу своему студенту посоветовать какой–нибудь спектакль: «Обязательно посмотри», а раньше мог. Современные актеры, к сожалению, растренированы. Но жизнь продолжается по спирали, и я уверен, мы выйдем на свою точку подъема.
— Об Игоре Сигове, если позволите. Театр воспитал лидера, на котором держалась половина репертуара, и теперь из–за болезни Сигова вы вынуждены заменять спектакли...
— Такое выбивает из колеи совершенно. И это настоящая проблема — замены актерской индивидуальности Игоря нет. И не только в театре, а вообще в Минске. Вот и Иван Иванович Мацкевич из Русского, который всегда невероятно тратился на сцене, тоже попал с инфарктом в больницу... Не выдерживает сердце таких перегрузок.
— Как вы объясняете череду скандалов в известных труппах. От этого любой коллектив не застрахован?
— Мы все перешли какую–то нравственную грань. Театр всегда был организацией очень жестко структурированной. Каждый должен знать в нем свое место. Но сейчас вся эта вседозволенность, которую видим на телевизионном экране, уже за гранью добра и зла. Это вне морали христианской. Мир сошел с ума, и это, конечно же, касается и театра. В отрыве от происходящих процессов он жить не может.
— И все же, несмотря на все трудности, вы продолжаете реализовывать интересные международные проекты.
— Я вижу в этом наше спасение. И коллектив перестраиваю на это. Продолжим работу с Леоном Агулянским. Поставим его пьесу, посвященную поэту Борису Поплавскому. Не обойдем стороной 100–летие гениального шведского драматурга Августа Стриндберга — 12 мая сыграем премьеру по его пьесе «Отец». К нам уже приехал шведский художник и менеджер.
Не забываем и о нашей драматургии. Совсем скоро — 2 и 3 февраля — пройдет премьера авторского проекта Светланы Науменко «Круги рая», посвященного 130–летию Купалы. По–моему, получилась очень интересная компиляция из музыки, пластики и драмы. Наша артистка Галина Чернобаева ставит пьесу Юлии Чернявской «Лифт». Предварительно пьеса прошла апробацию в Центре режиссуры и драматургии, затем с успехом была прочитана на Международном фестивале национальной драматургии в Бобруйске, и вот теперь дебют на большой сцене. Павел Адамчиков, когда–то поставивший у нас пластический спектакль «Небо в алмазах», готов сделать «Христос приземлился в Гродно» по Короткевичу.
— Ваш прогноз: театр уйдет в «развлекаловку» или обратится к человеку?
— Тотальное веселье заполонило всю жизнь. Знаю одно: надо быть самим собой. Европе мы интересны не своими поисками, которые они давно, лет 20 назад, прошли, а своей душой. Душа — вот что главное.