В литературном музее Якуба Коласа состоялась презентация глянцевого издания «Женский журнал», которое нередко можно встретить в салонах красоты и фитнес–клубах. Предлогом мероприятия было условное совпадение двух дат — 130 лет классику и 13 лет журналу. Но появление «ЖЖ» в литературном музее не случайно: на страницах глянца вышел прекрасно иллюстрированный материал о музее Якуба Коласа.
Кроме того, сейчас в «Маладосцi» новый редактор — Светлана Денисова, до недавнего времени она была заместителем главного редактора «Женского журнала». По мнению Светланы, «Маладосць» — литературное издание пусть и с давними традициями, но и неформальными одновременно: издание позволяет себе и новый дизайн, и публикацию авторских экспериментов:
— Есть стереотип: глянцевый формат — это рассказы о поп–звездах, девочках–моделях, скандалах с участием артистов. Но мне всегда хотелось популяризовать нашу литературу, и мы стали делать это в «ЖЖ». А когда мне предложили стать редактором «Маладосцi», я не смогла отказаться. Впрочем, для меня это не столько радость, сколько ответственность и даже некий страх: а вдруг не смогу сделать то, чего от меня ожидают?
— Вы имеете опыт работы с массовым читателем, а сделать литературу модной, популярной — проблема, о которой часто говорят.
— В «Женском журнале» есть лозунг: «Чытайце беларускае!» В Год книги он должен стать девизом для всех. Надо сделать так, чтобы те, кто впервые откроет журнал «Маладосць», захотели взять его в руки снова. Для этого необходим мощный фильтр для поступающих в редакцию материалов — и художественных, и публицистических. Я вижу, по какому принципу сейчас работает большинство редакций: печатается многое просто потому, что надо занять страницы, а выискивать лучшее, яркое, новое то ли некогда, то ли не хочется... Я с таким подходом категорически не согласна. Сомнительного качества тексты не должны находить место в печатных изданиях. Не хватает редакционного портфеля? Значит, не только авторы будут искать редакцию, но и редакция авторов. Нет достойной публицистики? Надо задать образец.
— Где же взять много новых интересных авторов?
— К тем талантливым публицистам и критикам, которые у нас есть уже сейчас, будем привлекать людей «из дополнительных источников». Со многими потенциальными авторами я сумела познакомиться за четыре года работы в «ЖЖ».
— Будут ли какие–то возрастные ограничения для авторов?
— Главная наша задача — заинтересовать потенциального читателя, в первую очередь молодого. О престижности чтения таких журналов, как «Маладосць», можно заявлять интересными акциями, которые стоит проводить не только в библиотеках и учебных заведениях, но и на улицах городов, и в пассажирском транспорте, и в кафе.
— Очень актуальна на сегодня проблема гонораров за литературные произведения. Не секрет, что когда–то поэт мог получить за поэтическую подборку в «Маладосцi» гонорар размером в среднюю зарплату. А сегодня за начисленные деньги, не знаю, сможет ли юное дарование пиццу в кафе заказать...
— В «Женском журнале», к примеру, художественные произведения не оплачиваются. Нам просто удалось создать своеобразную территорию мечты: публиковаться в этом издании престижно. Такой же подход будем практиковать и в «Маладосцi».
— Но это хорошо в отношении дебютантов. А как насчет литераторов с именем, чьи произведения сделают лицо издания, определят его художественный уровень?
— Подбор достойных авторов — дело редакторов отделов, я доверяю их профессионализму. Моя задача — проследить за тем, чтобы ни одна страница не была занята случайным текстом. Художественных произведений в редакционном портфеле немало. А в деле популяризации журнала делаю ставку на публицистику, на серьезные и вместе с тем захватывающие проекты, за которыми будет интересно следить на протяжении года.
— Когда–то «Маладосць» покупали потому, что там публиковался с продолжением новый роман Владимира Короткевича или Ивана Шамякина. Но сегодня объем журнала не позволяет напечатать большое произведение. Его приходится разбивать даже не на две, а на четыре, пять частей... И сколько тогда крупных произведений сможете напечатать за год? Вы перестанете публиковать объемные тексты или найдется какой–то выход?
— В каждой конкретной ситуации будем находить компромисс. Я больше переживаю за другое: пишется у нас сейчас слишком много и многими. Едва ли не каждый, кто набросал мало–мальски связный пост в своем блоге, стремится назвать себя писателем. Может, не стоит гнаться за количеством, достаточно одного хорошего романа в год, для публикации которого не жалко будет отдать и полномера?.. К тому же я никогда не смогу понять, зачем нам публиковать то, что уже выходило в другом журнале или газете. Это непрофессионализм, по–моему.
— Изменится ли внешний вид издания?
— Он станет современнее. Страницы критики и публицистики обязаны отличаться от художественной, литературной части журнала. Тон на их территории задают иллюстрации, архивные документы, фотографии, автографы. Художественным же произведениям нужна та самая простота подачи, которая лично мне запомнилась по выпускам «Роман–газеты» на бабушкиной этажерке.
— Традиционный вопрос: что в редакционных планах?
— Февральский номер стоит купить хотя бы ради повести «Дезертир» Михася Карпеченко — это одно из тех произведений, которые человека создают, а не развлекают. Весна начнется с романа «СССР» Ольги Куртанич. В одном из ближайших номеров выйдет материал о первом на территории Беларуси бенедиктинском монастыре. Продолжится начатая в январе рубрика «Литературный Зодиак» — о судьбах классиков и их гороскопах. Хочу обратить внимание читателей на то, что с начала года под одной обложкой с журналом «Маладосць» выходит журнал «Бярозка», в нем начинается долгосрочный проект «Эволюция» — в духе передач телеканала «Дискавери». Кроме того, в «Бярозке» объявляется большой конкурс школьных сочинений, лучшие из которых будут опубликованы.