Насилием мил не будешь. 21.by

Насилием мил не будешь

09.03.2012 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Книжный навигатор

Iван Пташнiкаў. Тартак. Мiнск, Беларусь, 2011.


Глубоко убеждена, что Иван Пташников — живой классик белорусской литературы, представитель лучших традиций прозы с ее сакральными темами — деревня и война, с богатством языка, узнаваемым стилем. В сборник серии «Школьная библиотека» вошли произведения, написанные в 1960–х годах: повесть «Тартак» — о судьбе деревни Дальва, сожженной вместе с жителями, и три рассказа, точнее, триптих, объединенный тем, что его герои — дети. Рассказ «Алёшка» — это война глазами ребенка... «Аленi» — редкий сегодня жанр рассказов о живой природе. Девочка Ирина подружилась с лесными оленями, но для жестоких прагматичных взрослых звери — всего лишь дичь... Рассказ «Беженка» — о послевоенной школе, сложный психологически, звучит вполне современно, поскольку анализирует отношения между подростками, иногда очень жестокие, а эта тема весьма актуальна. Книга уже начиная с названия вводит в сокровищницу народного языка: слово «тартак» означает «лесопилка», это символ безжалостной машины войны, в которую попал наш народ. В общем, свою классику нужно знать.


Стиг Ларссон. Девушка с татуировкой дракона. ЭКСМО, Москва, 2011.


Честно говоря, если бы не нашумевшая премьера одноименного фильма, книгу эту я бы в руки не взяла. Но столько вокруг говорили о «замечательной литературной основе», что захотелось составить собственное мнение. Ларссон, конечно, не Достоевский и не Диккенс, хотя судьба героини в каких–то моментах напоминает истории Оливера Твиста, Неточки Незвановой и других обиженных судьбой сироток (а также похождения Анжелики, маркизы ангелов). Правда, современная сиротка является суперхакером, владеет боксом, испещрена пирсингом и тату и между делом решает теорему Ферма. Словом, добротное изделие в своем жанре — детектив с социально–политическим подбоем. Больных тем вроде семейного насилия, торговли людьми, наркоторговли и коррупции в политических сферах в тексте предостаточно... Иногда даже слишком. Но успех все же обеспечен необычной героиней. Миниатюрная мрачная девица Лисбет Саландер, считающаяся по документам умственно отсталой, — гений. Она не выносит лжи и компромиссов, поэтому обречена на неприязнь. А поскольку Лисбет привыкла, что учителя, врачи, полицейские и вообще взрослые изначально игнорируют ее правду и стремятся лишить ее свободы, то защищает себя сама столь же жестоко, как жестоко расправляются с ней. Поэтому в глазах людей она еще и опасная психопатка, хотя на самом деле — постоянная жертва. Второй герой, обаятельный журналист Микаэль Блумквист, при всей своей положительности и героичности кажется бледным — не горяч и не холоден, но только тепел. Лисбет, впервые влюбившаяся, понимает, что ей нет места в жизни этого успешного самца. Еще одна тема романа — семейное насилие, вездесущее, тщательно скрываемое, о котором общество предпочитает не знать. Из любопытства я прочитала следующие два тома похождений Лисбет... Увы — история, типичная для всех сиквелов: страсти нагнетаются, вскрывается страшная тайна происхождения героини, ее опять бьют, сажают в психушку, наконец, расстреливают и закапывают... Угадайте, что потом? Правильно, девица откапывается и всех укладывает. Но чтиво, повторюсь, увлекательное и добротное.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Книжный навигатор
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика