Когда мне было лет 12, я представлял себя крутым музыкантом. Ставил в проигрыватель пластинку, брал в руки ракетку для бадминтона, изображал игру на гитаре и открывал рот под фонограмму. Особо удачные концерты у меня проходили вместе с композициями Юрия Антонова: «Нет тебя прекрасней», «Берегите женщин», «Крыша дома твоего», «Еще вчера», «Я не жалею ни о чем»...
В последние месяцы в Минске участились случаи, когда концерты переносились с заранее намеченных площадок в менее вместительные помещения. В том числе и потому, что организаторы выступлений переоценили популярность артистов у белорусского зрителя. Но я знаю точно: 14 мая Дворец спорта заполнится до отказа, а у входных дверей будут метаться люди в поисках лишнего билетика. Выступления Юрия Михайловича Антонова уже несколько десятилетий проходят с неизменными аншлагами — будь то времена СССР или теперешние, в любом уголке некогда безразмерной страны. Феноменальный мелодист, на счету которого более 300 песен, — и каждая вторая из них если не хит, то близка к нему. А остальные такого качества, что в репертуаре другого певца они бы точно считались его визитными карточками. Отличнейший вокалист с неподражаемым голосом. Личность, фигура, масштаб, история.
А начиналась карьера будущей эстрадной глыбы в Молодечно, где Юрий сперва учился в музыкальной школе, затем — в профилирующем училище (класс народных инструментов). Тогда же он создал и свой первый коллектив — оркестр, выступавший в местном ДК. В 1963 году Антонов распределился в Минск — преподавателем музыки. Потом работал солистом в Белорусской государственной филармонии. По окончании службы в армии он стал руководителем ансамбля «Тоника» — аккомпанирующего состава Виктора Вуячича. В 1969–м Юрия пригласили в знаменитый ленинградский ВИА «Поющие гитары» — в качестве клавишника. В то время и появились на свет первые произведения, написанные Антоновым. В 1970–м он переехал в Москву и влился в группу «Добры молодцы»... И вот так по нарастающей, двигаясь от команды к команде, чтобы потом стать сольным исполнителем, сочиняя шлягер за шлягером, музыкант и превратился в того самого Юрия Михайловича Антонова, песни которого любят все: звезды оперы, рокеры, президенты, рабочие, молодые и пожилые. Народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, Франциска Скорины — наш субботний собеседник.
Обыкновенный человек
— Недавно перед финалом какого–то теннисного турнира тележурналист спросил у его участниц, волнуются ли они? Мария Шарапова сказала, что нет, Виктория Азаренко — да. Победила Шарапова. У вас лучше проходят концерты, если слегка мандражируете или когда абсолютно спокойны?
— Перед концертом я всегда нахожусь в благодушном настроении. Настраиваюсь на предстоящее выступление, и меня ничто не может вывести из равновесия. Единственное, что волнует, — качество аппаратуры, которую выставляет принимающая сторона.
— Вы наверняка знаете, как завоевать публику, почему–то вяло реагирующую на выступление?
— Тут все зависит от того, насколько артист профессионален, насколько уважительно он относится к своему зрителю. У меня, конечно, есть на такие случаи кое–что... Но это — секрет!
— А была ли у вас композиция, которую слушатель долго не принимал, а потом она стала шлягером?
— Мною написано много песен — вы знаете. Да, не все они стали шлягерами, но я, честно вам признаюсь, не расстраиваюсь. Это нормальное явление: что–то становится очень популярным, что–то не так востребованно.
— Когда вы только начинали свой творческий путь, наверное, мечтали достичь того–то и того–то. Все воплотилось в реальности?
— Кое–что не удалось... Кое–что... Но, поверьте, на свою судьбу я не обижаюсь. Столько всего было разного — хорошего и нет, о чем я точно подумать не мог, что это со мною случится.
— Вы ощущаете себя великим Антоновым? Миллионы людей вас таким считают...
— Должен вам сказать, я — обыкновенный человек, и о себе, и о своем творчестве не думаю столь высокопарно.
— Кто вам ближе как творческая личность — Пол Маккартни или Джон Леннон?
— Конечно же, Пол Маккартни! Потрясающий мелодист! Сегодня таких нет и вряд ли в ближайшее время кто–нибудь приблизится к нему. С гениями вообще сейчас негусто.
— Правда, что Владимир Георгиевич Мулявин когда–то выступал вместе с вами в одном ансамбле?
— Было дело — очень давно, на рубеже 1966 — 67 годов. Он работал гитаристом в моем ансамбле в Белгосфилармонии. Сегодня я могу с абсолютной уверенностью заявить, что Владимир Мулявин — национальная гордость Беларуси. Вот таких талантов, как он, и не хватает нынешней музыке. Страшная трагедия, что Володя ушел так рано, сколько он мог еще написать...
Спросите у котов
— Песни Юрия Антонова всегда дарили нам любовь, надежду, свет. Что, на ваш взгляд, несут людям композиции, написанные современными авторами?
— Особенно ничего. Под них можно лишь выполнять физические упражнения в ночных клубах и дискотеках. Понимаете, интересные композиторы и текстовики есть, однако парадокс сегодняшнего дня состоит в том, что песен хороших мало. Таких, чтобы будоражили душу, оставались в памяти на годы.
— Юрий Михайлович, вы долго держите на человека обиду? В середине 90–х Эдуард Ханок дал интервью одному белорусскому изданию, в котором резковато высказался о вас. Простили его, здороваетесь сегодня?
— Вообще–то у воспитанных и культурных людей поливать своих коллег грязью в прессе не принято. Считайте, что я дал ответ ему.
— Можно вопрос моего знакомого? От него постоянно коты удирают. Он их любит, ласкает, купает, вычесывает, выгуливает, вкусненьким кормит и поит. А они бегут. Почему?
— Почему... У котов надо спросить!.. Но вот вам мой пример. Моя кошка Катя, каждое утро поздоровавшись со мной, облизывает мне все лицо. Такова настоящая любовь животного к человеку. Я призываю читателей газеты «Советская Белоруссия» — любите животных!