Не так давно в интернете прокатилась волна возмущения иллюстрациями какого–то школьного пособия, чуть ли не букваря, на которых изображалась жизнь идеальной среднестатистической семьи. Папа и сын на этих картинках смотрели телевизор, «правильные» мама и дочка шили и мыли, а бабушка, классическая бабуля с аккуратным пучком седых волос на макушке, варила кашу и вязала чулки.
Разумеется, возмущались стереотипным распределением ролей: как женщины — так на кухню да за спицы! Кстати, сестра астронома Гершеля, Каролина Лукреция, сама известный астроном, открывшая 8 комет и 14 туманностей, чтобы получить позволение отца посвятить себя науке, должна была связать двухгодичный запас чулок и носков на все обширное семейство! Но то был еще XVIII век...
На самом деле возмущение рисунками из детской книжки сильно преувеличено: ну не ставить же из соображений политкорректности вне закона классическое «мама мыла раму», даже если эту раму вполне может вымыть папа. А вот образ бабушки с клубком и поварешкой, наверное, стоит переосмыслить. После заграничных экскурсий современная бабушка для меня навсегда связана с образом элегантной подтянутой женщины в шортах, с фотоаппаратом на груди, готовой взбираться по ступенькам очередного Колизея. Впрочем, что та заграница — еще в юности во время походов выходного дня минского туристического клуба (были такие когда–то) я постоянно встречала таких же энергичных бабушек с девизом «старость меня дома не застанет».
Почему такие примеры столь важны?
Потому что каждому из нас рано или поздно придется осознать, что ты вступил в новый возраст — кто называет его третьим, кто четвертым... И жизнь твоя не может быть прежней.
Если вы наберете в интернетовском поисковике слова «пенсионерка начала писать стихи», вы удивитесь, сколько окажется ссылок. Вот 78–летняя бывшая доярка сочиняет любовные стихи, а также делает японские фонарики из соломы, ковры из конфетных коробок и картины из гвоздей и ниток. Вот целый «форум молодых пенсионеров»... Вот сайт почтенной дамы, начавшей писать иронические поэмы о походах в поликлинику и аптеку... А помните, как взорвался интернет от выступлений «мистера Трололо» — Эдуарда Хиля, который нынче переживает новый виток карьеры?
Конечно, на профессиональном уровне работать в искусстве может не каждый, и библейская притча о талантах остается актуальной. Не развивал смолоду какие–то способности — отстал безнадежно... Бывают исключения, но одно дело — восьмидесятилетний Гете, вдохновенно сочиняющий любовную лирику, и другое дело — пусть не менее гениальный химик, физик, строитель, на старости лет приобщившийся к музе и упоенный этим, как подросток. Но как прекрасный духовный путь, как спасительное, обогащающее душу занятие творчество незаменимо. Даже просто записанные воспоминания имеют непреходящую ценность. Не зря наша газета совместно с Национальным архивом объявила акцию «Соберем «Народный архив» вместе!», в который передано немало таких воспоминаний. Например, записи Анжелики Маланьиной о довоенном Гомеле, печатавшиеся в «СБ» под названием «Воспоминания гомельчанки». Недавно Анжелика Стахиевна прислала в редакцию брошюрку — в Волгограде, где она сегодня живет, ей удалось свои воспоминания издать. Я никогда не забуду бесед с 90–летним поэтом Максимом Лужаниным, энциклопедически эрудированным человеком, который до последнего следил за новинками литературы... Разговоров с 87–летним поэтом Сергеем Новиком–Пяюном, приветливым и веселым, несмотря на трагический жизненный путь...
Но обратили ли вы внимание, что в связи с творчеством пожилых людей все чаще звучат слова «интернет», «форум», «сайт»? Уже сегодня образовывается новое, компьютерное, поколение пенсионеров. Это мы еще по инерции продолжаем удивляться: вот, бабушка освоила интернет! Но скоро такое будет в порядке вещей. Выйдут когда–то на пенсию и геймеры, и юзеры, и ламеры. Между прочим, для редакторов, которым всегда очень не хочется обижать начинающих пожилых авторов, но приходится, это выход. У таких авторов с освоением сети отпадет проблема, как сделать свое творчество достоянием публики. Так что я за то, чтобы сайты «молодых пенсионеров» появлялись, так же как и компьютерные клубы для них. Ведь пожилым людям зачастую нужны не слава, не громкое признание, а просто внимание.
Никто не знает, какова будет его старость. Но знаю одно: если всю жизнь человек к чему–то стремился, всегда ему было мало не денег и вещей, а знаний, открытий, добрых дел, на пенсии он найдет, чем себя занять, кроме вязания чулок.
Впрочем, последнее тоже весьма полезно. Особенно с творческим подходом. Видели бы вы на специальных сайтах, что вывязывают иные бабушки (да и дедушки) — вплоть до шерстяного танка!