В Беларуси нужно закрыть половину музеев и библиотек?
18.06.2012 09:10
—
Новости Культуры
|
В Беларуси нужно закрыть половину музеев и библиотек? Сегодня вопрос окупаемости дамокловым мечом висит над субъектами хозяйствования в сфере культуры как в Беларуси, так и во всем мире. Оставить все как есть или настало время перемен, пытался выяснить "Ежедневник".
Начальник экономического управления Министерства культуры Беларуси Ольга Кононюк рассказала "Ежедневнику", что в 2011 году убыточных театрально-зрелищных организаций в Беларуси не было. По ее словам, субъекты хозяйствования в сфере культуры не могут быть рентабельными или нерентабельными, т.к. к ним такое понятие неприменимо. Например, музеи финансируются из бюджета на 100%, поэтому разговора об их окупаемости идти не может. Театрально-зрелищные организации субсидируются из бюджета, а значит должны часть денег заработать сами. И тут уже можно вести речь, как они сработали. По данным Минкультуры Беларуси, сработали они хорошо, но люди, которые изнутри знают театральную "кухню", отзываются иначе. - Как в Беларуси, так и в России, и в частности, в Москве, драматический театр не окупается и никогда не окупался. Так было во времена Шекспира и Мольера, так есть и по сей день. Около 45% могут дать сборы от продаж билетов, остальное – дотации из госбюджета или богатых господ. Театр – это затратное производство, никогда не знаешь, какой результат оно принесет, - сказал "Ежедневнику" главный режиссер Национального академического драматического театра им. М. Горького Сергей Ковальчик. Кто платит, тот и музыку заказывает На протяжении 2011 и 2012 годов консолидированный бюджет на культуру (без учета средств на капитальное строительство) составил 0,5% от валового внутреннего продукта. В 2011 году из средств республиканского бюджета Беларуси на развитие культуры было выделено более 265,986 миллиарда рублей, а в 2012 году эта сумма составила более 648,788 миллиарда рублей. Также стоит учесть, что с целью повышения социальной и экономической эффективности функционирования сферы культуры была принята программа "Культура Беларуси" на 2011–2015 годы. На реализацию этой программы только в 2012 году было выделено 131,110 миллиарда рублей. Напомним, что в Беларуси насчитывается более 120 государственных музеев, более 4450 библиотек, 28 профессиональных театров, более 80 концертных организаций и творческих коллективов, более 2950 киноустановок, в том числе стационарных кинотеатров, видеозалов и видеоустановок. Несмотря на инфляцию, выделяемые государством на культуру деньги огромны. Но нужно ли такое количество объектов культуры простым налогоплательщикам, из карманов которых, собственно, и идут эти деньги? Зачем финансировать учреждения, которые не вызывают интерес у публики? Почему музеи и библиотеки Беларуси так и не научились зарабатывать сами и не научатся, думается, пока государство будет на 100% финансировать эти объекты. Известные эксперты в области менеджмента культуры Германии Дитер Хазельбах, Армин Кляйн, Пиус Кнюзель и Штефан Опиц полагают, что господдержка только вредит искусству - в этой сфере не хватает свободной конкуренции, а также участия граждан в формировании культурной политики. Они сравнивают нынешнее состояние музеев и театров с постоянной сезонной распродажей и предлагают наполовину сократить предложение, т.е. закрыть половину музеев и библиотек Германии, чтобы таким образом возродить разнообразие и поднять ценность искусства. Может, эта схема применима и к Беларуси? В Министерстве культуры Беларуси "Ежедневнику" рассказали, что "иждивенческая позиция для ведомства неприемлема, поэтому главные задачи, которые сейчас стоят, - это развитие внебюджетной коммерческой деятельности организаций культуры и адаптация культуры к рынку”. Всем понятно, что никакое учреждение культуры никогда не будет самоокупаемым, если будет заниматься своим непосредственным делом. Для того чтобы хоть немножко начать окупаться, музеи и библиотеки должны разрешить проводить в своих стенах различные коммерчески ориентированные проекты, а театры – зарабатывать на аренде. Но если сельской библиотеке сложно, а точнее, невозможно найти состоятельных клиентов, то Дворцу искусств в Минске, например, вполне под силу. Опять-таки в этом вопросе нельзя забывать и о другой стороне медали, чтобы не упасть ниже культурной планки. Ведь в то время как молодые художники жалуются, что их работы никто не видит, в Беларуси проводят выставки меда и прочее. Руководители культурных объектов, однако, не виноваты в этом, они лишь приспосабливаются к тем условиям, которые создает государство. О привлечении спонсорской помощи и частного капитала Как пояснили "Ежедневнику" в Министерстве культуры Беларуси, за 2011 год внебюджетные поступления государственных организаций системы Министерства культуры увеличились на 44% по сравнению с 2010 годом. - В 2011 году на проведение Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске", кинофестиваля "Лістапад", Национальной театральной премии, фестивалей ТеАРТ, "Панарама", Юрия Башмета было привлечено спонсорских и иных внебюджетных средств на 50% больше, чем в 2010 году, - сказали в Минкульте. Конкретных цифр по привлечению внебюджетных и спонсорских средств от чиновников Минкультуры Беларуси "Ежедневнику" добиться так и не удалось. - Все, что касается доходов – это коммерческая тайна, - сказала начальник экономического управления Министерства культуры Беларуси Ольга Кононюк. Но почему эта информация является тайной за семью печатями? Ведь объекты культуры являются национальным достоянием, да и с налогами у них все в порядке. Конечно, у нас есть закон о коммерческой тайне, под определение которой подпадают и финансовые потоки субъектов хозяйствования, хотя, например, в России, финансовая отчетность прозрачна. И никто не боится разглашать информацию о финансах, особенно если те идут на культурные блага. А может под "коммерческой тайной" Минкульт Беларуси скрывает мизерные средства, коих не хватит даже вполовину окупить тот же "Славянский базар", но "по сравнению с прошлым годом, средств привлечено на 50% больше" по принципу "главное, что не меньше"? Белорусские "зоркi" работают себе в убыток? Министерство культуры Беларуси не только курирует субъекты хозяйствования в сфере культуры, но и создает условия для работы и развития творческого потенциала белорусских "зорак". Это происходит посредством организации гастролей, телевизионных эфиров, участия телевизионных проектах, музыкальных фестивалях и конкурсах. Кроме министерских “льгот”, 75 процентов эфира на радиостанциях предоставлены для композиций белорусских исполнителей, а также функционирует специализированный канал “БелМузТВ”. "Есть примеры активного ведения концертно-гастрольной деятельности, но это не значит, что все они успешно зарабатывают деньги. Подавляющая часть любительских коллективов проводит благотворительную концертную деятельность в рамках мероприятий организаций и учреждений культуры - фестивали, конкурсы, смотры, тематические концерты к праздничным и юбилейным датам, мастер-классы, концерты в подшефных организациях и т.д.", - пояснили в Министерстве культуры Беларуси. Напомним, что в Беларуси работают 4 театра и 3 профессиональных музыкальных коллектива со статусом "Национальный"; 9 театров и 6 профессиональных музыкальных коллективов и 1 цирк, имеющих звание "Заслуженный коллектив Республики Беларусь". В стране - 71 заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь и 2075 народных (образцовых) непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сегодня вопрос окупаемости дамокловым мечом висит над субъектами хозяйствования в сфере культуры, как в Беларуси, так и во всем мире. Оставить все как есть или...
|
|