7 поводов посетить выставку королевских сокровищ из музея Виктории и Альберта. 21.by

7 поводов посетить выставку королевских сокровищ из музея Виктории и Альберта

06.09.2012 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Выставка  шедевров прикладного искусства из Лондона, которая проходит сейчас в Национальном художественном музее, слишком серьезное мероприятие, чтобы расточать ей комплименты.Специалисты знают ей цену и так. Но от широкого зрителя почему-то слышатся робкие голоса, близкие к разочарованию. Может быть, потому что старинные экспонаты ручной работы не «глушат», не «вырывают» глаз нам, людям 21 века?

     Конечно, по яркости, технологичности даже шедеврам 1600 – 1800 годов с нынешним потребительским бумом соперничать трудно. Наверное, все слишком изящное, слишком утонченное, чтобы поразить наш испорченный китайским конвейером вкус. Ведь к ручной работе еще надо уметь присмотреться. И еще лучше подготовиться информационно -- чтобы понять уникальность предмета. Потому что на выставке представлено немало вещей, в истории которых есть слово «впервые». С помощью научных сотрудников музея мы подготовили маленький «путеводитель» из 7 историй о тех музейных экспонатах, которые стали родоначальниками многих сегодняшних предметов или же остались в истории, как феноменальные явления.

     1. ШКАФЧИК НА НОЖКАХ времен Людовика XIV для хранения «прекрасных мелочей». Один из первых шкафчиков на возвышении, ведь ножек под массивной мебелью -- обыкновенными сундуками, в которых хранилось все (от молитвенника до белья), раньше не было. А потом сундуки стали постепенно «подыматься», превращаясь в бюро и комоды на великолепных барочных ножках.

     Создал  шкафчик мастер Пьер Голль, один из известных меблировщиков Версаля и Лувра XVII века. Это он впервые применил инкрустацию на мебели: шкафчик создан из мельчайших кусочков дерева, рога, кости, черепахового панциря. Состоит из десятка ящичков на виду, а также нескольких тайников внутри: ведь жизнь королевских особ эпохи рококо и барокко проходила среди тесного придворного окружения, а также среди слуг -- тайна была необходима...

     2. ЛИСТ ДЛЯ ВЕЕРА, принадлежащий маркизе де Монтеспан, невероятно красивой и остроумной женщине, фаворитке Людовика 14, Короля-солнце.  Лист интересен тем, что на нем изображена маркиза и один из ее сыновей. А всего у нее было четверо детей от Людовика: двое сыновей и две дочери. Король так любил Франсуазу, что совершил невероятное: легитимировал всех четверых с правами принцев крови, а потом специальным эдиктом признал их право на престол. При дворе Франсуаза Монтеспан заслужила прозвище «султанши», которое произносилось шепотом, потому что ее боялись. Её дорогие и вычурные наряды часто подвергались сатире: «Золотое золото на золотом». Но она была злопамятна, остроумна, любила славу и не прощала насмешек над собой. 

     3. ПОРТРЕТ МАРКИЗЫ де Помпадур кисти Франсуа Буше. Несмотря на то, что в русском языке существует и до сих пор иногда употребляется ироничное «помпадурша», на самом деле Жанна-Антуанетта де Помпадур была умнейшая женщина своей эпохи: покровительница искусств, дипломат и философ. Она с феноменальным успехом сумела два десятилетия подряд поддерживать интерес короля Людовика 15 к своей персоне, как самый близкий советчик и друг. Кстати, впервые фаворитка короля установила также почти дружеские отношения и с королевой. На парижских улицах той поры нередко можно было услышать возгласы простолюдинов: «Смотрите, наши королевы едут!». И народ спешил посмотреть на проезжающую карету, в которой восседали две главные женщины страны.

     4. Один из первых в истории АЛЬБОМОВ О МОДЕ -- с гравюрами. Альбом давал рекомендации, как укладывать ленты, прикреплять мушки, какие парики и в какие дни носить, а также как их укладывать по праздникам.

     Один  из первых индивидуальных ТУАЛЕТНЫХ НАБОРОВ, несессеров, как сказали бы мы сейчас: черепаховый гребень, бритва и лезвия для бритья, точильный камень, ножницы -- все инкрустировано серебром. Личные туалетные принадлежности даже у аристократов появились не сразу, большинство приглашало (или ходили сами) цирюльника, который часто пользовал всех одной и той же бритвой. И порой мог занести инфекцию… Но правила гигиены постепенно входили в каждый богатый дом, дворяне приобретали личные туалетные принадлежности. Это были дорогие красивые вещи. По моде своего времени они почти всегда выкладывались напоказ, чтобы гости могли увидеть и понять, насколько хозяин, их владелец, тонкий ценитель красоты.

     5. Самое знаменитое из кружев -- настоящее ВЕНЕЦИАНСКОЕ КРУЖЕВО. Тонкие и в тоже время объемные нити. Каждый цветок плелся отдельно, затем соединялся переходами с другими цветами и лепестками. Невозможно вообразить трудоемкость этого процесса. Чтобы соткать кружевное полотно, на работу специально нанимались дамы с очень тонкими пальчиками.

     6. "Портрет Томаса Бейкера" ДЖОВАНИ БЕРНИНИ, первого скульптора и архитектора итальянского барокко. Он из тех редких художников, кто прожил долгую и безбедную жизнь. Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни. Человек огромной творческой энергии мастер сам о себе говорил, что научился превращать камень в плоть. Мрамор под его резцом становился то атласом, то кожей, то фламандским кружевом, то уложенными локонами… А Томас Бейкер – всего лишь неизвестный аристократ XVII века. Но судя по скульптурному портрету - воин, забияка, а также еще тот модник, настоящий щеголь. И кто сказал, что это мы, женщины, суетны?..

     7. БЛЮДО МЕЙСОНОВСКОГО ФАРФОРА, первой европейской фарфоровой мануфактуры. До начала 18 века своего фарфора в Европе не было, его привозили из Китая и Японии, и называли белым золотом, так дорог он был. Молодой саксонский химик Иоганн Беткер совместно с физиком Чирнхаузом открыл секрет создания фарфора в 1709 году.

     Оценив  открытия Беткера, уже через год, в 1710 году Августом I была основана первая немецкая мануфактура по выпуску фарфора, которая располагалась в городе Мейсене. Чтобы секрет оставался только в руках государства, на открытие фарфоровых мануфактур была введена строгая монополия, а сам автор секрета держался в строгой изоляции. Иоганн Беткер пытался несколько раз сбежать из-под чрезмерной опеки царствующей особы, но, в конце концов, был отравлен по приказу курфюста. К сожалению, Беткер был не первый, и не последний ученый, с кем власть так «щедро» расплатилась за заслуги перед отечеством.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Выставка  шедевров прикладного искусства из Лондона, которая проходит сейчас в Национальном художественном музее, слишком серьезное мероприятие, чтобы расточать...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика