Сегодня в Анапе открывается один из самых раскрученных и брэндовых праздников — XXI Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок–2012».
Этот форум — единственная ниточка, на которую можно нанизать найденные в мутных водах экранной продукции жемчужины некогда великого советского кинематографа. Кроме того, осенний анапский фест совсем не против имперской же географии. Если сказать, что его программа охватывает картины, произведенные на территории от Минска до Владивостока или от Таллина до Ташкента, это будет сущей правдой. Щепотка ностальгии, теплые вечера в актерской компании, уютный анапский пляж, харизматичные «мама» и «папа» фестиваля — актриса Ирина Шевчук и кинодраматург Виктор Мережко, теплые встречи со зрителями в станицах гостеприимного Краснодарского края — и вот рецепт долголетия фестиваля готов. А фильмы — просто повод хорошо провести время. Они идут «в нагрузку» к теплому климату и бодрящему морскому бризу.
Фестивалем «сознательно плохого кино или трэша» назвала когда–то «Киношок» критик Алла Боссарт. И действительно, сидя под родными осинами, засунув руки в брюки, мы регулярно требуем от нашей киноиндустрии появления новых Туровых и Добролюбовых. Но стоит окинуть хладным взором очередную конкурсную программу анапского форума или подвести итоги после его завершения, как становится понятно: новых Параджановых, Лотяну или Жалакявичусов у соседей, в общем, тоже не появилось. И чадят некогда известные киностудии жидким, режущим глаза дымком. Философия, конечно, гнилая: мол, у них тоже не все гладко, зато правдивая.
Наше кино в Анапе показывается регулярно. В 2010 году даже проходила спецпрограмма «В фокусе Белоруссия». Все более–менее заметные работы, не только игровые, но и документальные, участвовали в конкурсе фестиваля. Иногда оставались с носом, как, например, Андрей Кудиненко и его «Масакра».
В этом году в Анапе страну представит любимчик киностудии «Беларусьфильм» — фильм «Одинокий остров», недавно вернувшийся с Московского международного кинофестиваля под звук собственных бобин. И картина «В тумане», получившая приз ФИПРЕССИ в Каннах.
Всего в конкурсе представлено 14 работ, и фамилии большинства режиссеров «Киношока», как обычно, массовому зрителю ни о чем не говорят. Но упомянем некоторых игроков: «Блиндаж» (Россия) Александра Горновского; «Если все» (Армения) Натальи Беляускене; «Мона» (Латвия — Исландия) Инары Колмане; «Небеса — моя обитель» (Узбекистан) Аюба Шахобиддинова; «Опекун» (Грузия) Зазы Урушадзе. А вот еще в темноте пряной анапской ночи светятся два зрачка. И это вовсе не кошка, а режиссер конкурсного фильма «Я тоже хочу» Алексей Балабанов.
И все же «Киношок» хорош тем, что не загоняет себя ни в какие рамки. Шока, конечно, поубавилось, это раньше организаторы могли провести пресс–конференцию, предположим, в бассейне, стоя перед журналистами по пояс в воде. Но и сейчас здоровый, пусть и несколько смягченный нонконформизм в его концепции остался.
Форум не прячется за красивые слова о духовности, сохранении гуманистических традиций. «Киношок» весел и бодр, некоторых бойцов из своего отряда он уже растерял, но еще сопротивляется тискам времени. Конечно, назревает ситуация, когда его основатели должны будут передать фестиваль в чьи–то молодые продюсерские руки. Как это, например, произошло с «Кинотавром», где на смену разудалой компании Марка Рудинштейна пришел хладнокровный тандем Игоря Толстунова и Александра Роднянского. И что–то после смены рулевого из анапского праздника неизбежно уйдет. Так пусть же этот карнавал отщепенцев, веселых нищих, связавших судьбу с великой иллюзией, продолжается как можно дольше.