В мастерской KOUNJA, где более десяти лет создаются произведения искусства из металла, невеселое настроение. В центре просторного помещения — рабочий стол с большим портретом. Рядом — цветы. В ночь с 22 на 23 сентября не стало знаменитого художника по металлу Геннадия Асташонка, который создал в этой мастерской много произведений искусства. Причина смерти — онкология. На столе мастера его друзья и коллеги Юрий Гудинович и Александр Баглай ничего не трогали. Рабочий инструмент, которым пользовался Геннадий, образцы новых техник, которыми он занимался в последние годы… Время как будто застыло, KOUNJA ждет любимого мастера.
О талантливом художнике по металлу Геннадии Асташонке мы говорим с его напарником Юрием Гудиновичем. Он рассказывает о работах мастера, показывает детали его рабочего места. В начале нашей экскурсии по рабочей атмосфере художника по металлу Юрий отмечает: «Одна из медалей, которую делал Геннадий, находится в Третьяковской галерее! Это очень важно, что у него в Третьяковке есть работа. Далеко не каждый художник такого достиг».
Главный инструмент
Микроскоп — это наш главный инструмент. Когда мы еще молодыми были, с нормальным зрением, то работали с увеличительным стеклом. Но, конечно, без микроскопа невозможно выпилить тонкие ювелирные детали, которых много в нашей работе. Так что мы без этого инструмента как без рук.
Плоскогубцы за свой счет
Государство предоставляет нам токарные станки. По большому счету, это всё. А весь остальной инструмент, без которого в работе никак, мастер по металлу приобретает сам. Причем это сугубо индивидуальные инструменты, которые покупаются, собираются в течение всей жизни. Я не знаю, у людей какой другой творческой профессии так много инструментов, как у тех, кто работает с металлом.
Зубные инструменты
Это тоже очень важные для нашей работы вещи. Так называемые стоматологические инструменты: шлифовальные головки, борчики, шлифовальные камешки… Ими пользуемся для ювелирных целей, когда работаем с мелкими деталями. А вот это — фрески и борчики, которыми зубы сверлят. Они сейчас есть в продаже, мы их покупаем.
Старинное зеркало
Вот старинное зеркальце, которое Геннадий воссоздал. Там были обломки какие-то, а Гена его отреставрировал. Вот что получилось. Это не заказ, зеркальце он для себя, для своего удовольствия сделал.
Гальванопластика
В последнее время Гена увлекся гальванопластикой. Это способ изготовления изделий при помощи электролитического осаждения металла из водного раствора его соли. Таким способом еще снимают копии с предметов. Так вот герб Погоня — это снятая Геной копия. Крест — это тоже гальванопластика. Он пробовал делать разные формы, экспериментировал. Это его пробы, а не произведения искусства.
Панно для Ратуши
Мы втроем делали различные панно, барельефы для административных зданий. Поступали заказы, которые поручали нам. В минской Ратуше есть зал для презентаций. Так вот те панно, которые висят на стенах там, под землей, делали мы вчетвером. К нам (Геннадию Асташонку, Александру Баглаю, Юрию Гудиновичу. — А.П.) присоединился Валерий Довгяло. Была интересная тема, нам нравилось над этими панно работать: создавали в металле историю города, начиная с одиннадцатого века и до наших дней. Получились такие интересные гравюры на металле. Тогда был такой период, пошли разные гравюры. Этим же составом мы сделали полотно для здания Мингорисполкома. Получилось большое панорамное панно, больше трех метром в длину. Еще в резиденции президента есть два наших панно пейзажного характера: Троицкое предместье и площадь Победы. Для Национальной библиотеки сделали два панно по мотивам слуцких поясов. Одно делал Гена, второе — я. Каждый по-своему. А вот на этих фотографиях — банкетный зал Дворца Республики. Мы создали картины для каждой области Беларуси.
Кованые люстры
Был период, когда мы довольно много занимались изготовлением люстр. Например, люстра в минском Музее Максима Богдановича, который в Троицком предместье, наша. Я после учебы первые годы работал в Академии искусств, преподавал. А Гена с Александром изготовили люстру для пионерского лагеря «Бригантина». Также делали три люстры для старого Дворца пионеров. На второй фотографии как раз одна из этих люстр в этом дворце.
Вывеска для булочной
А это мы сделали кованую вывеску для булочной в Германии. Такой вот калач получился. Делали втроем. Мы такие производственные вещи всегда вместе делали, потому что это и проще, и быстрее: всегда ведь устанавливаются сроки, которые поджимают, ведь всем побыстрее надо, а работа по металлу — очень трудоемкая, занимает много времени.
Гламурные молотки и стамески
Как-то была реконструкция трамвайных путей, и валялись целые кучи гвоздей, которые в шпалы забивают. Гена их собрал и сделал такие интересные фигурки, подсвечники. У нас был заказ на оформление ресторана в Киеве, который назывался пролетарская пивная «У станка». Для этого ресторана Гена и придумал эти оригинальные подсвечники.
Для этого же питейного заведения мы делали серию прикольных инструментов с камнями. Вот видите: кувалды, молотки, стамески. Брали реальный инструмент и для прикола делали такой гламур. Этим гламуром Гена и занимался.
Металлическая абстракция
Геннадий увлекался в последнее время электрохимическим способом обработки металлических пластин, в результате которого получаются интересные абстрактные картины. У нас много пластин лежит. Может, получится выставка. Последние годы он делал такие вот симпатичные рисунки.
Кельтская деталь
Это деталь, для чего-то нужна была Гене. Взял кусок металла, посидел недельку-другую, да и выпилил.
Реконструкция меча по портрету
В 1991 году к нам обратились из Художественного музея. Тогда начиналась реставрация Мирского замка, и мы делали реконструкцию коллекции оружия XV-XVII веков. Первое оружие, которое тогда экспонировалось, нами было сделано. Вообще создавать оружие очень интересно. И Гене это тоже очень нравилось. Оружием он много и достаточно успешно занимался. Вот этот меч реконструировал Гена. Такой меч в свое время имел Юрий или Ежи Радзивилл по прозвищу Литовский Геркулес. Гена сделал реконструкцию меча по портрету, на котором Радзивилл изображен с ним! Это был приватный заказ, меч в частной коллекции находится.
Гена любил делать роскошное оружие с камнями, работал с дамасской сталью. Вообще мы в оружии переделали всё, что только возможно. Осталось разве что придумывать свое оружие, но нам интересно было заниматься именно реконструкцией исторического оружия. Если бы мы собрали всё, что сделали, то получилась бы целая оружейная палата!