Сергей Харевский: "Чтобы победить белорусского цмока, нужно самому им стать!". 21.by

Сергей Харевский: "Чтобы победить белорусского цмока, нужно самому им стать!"

18.10.2012 13:04 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сергей Харевский: Чтобы победить белорусского цмока, нужно самому им стать!

  • Глеб Лободенко, фото и видео автора, Budzma.org

           


Где живет белорусский цмок? Он один или их много? Реально ли это — проложить “маршрут цмока”? Что будет, если нанести на карту все 26 белорусских Черных озер, а затем соединить их одной линией? Ответ знает наш собеседник, известный искусствовед и цмоковед Сергей Харевский.
 
Господин Харевский сразу предупредил: белорусские цмоки — не обязательно злые.

Сергей Харевский Фото: Глеб Лободенко

 
— Цмоки, вопреки распространенным стереотипам, именно в белорусской мифологии были положительными персонажами, или, если более точно, амбивалентными, — говорит он. — Обращаю ваше внимание на то, что в народных представлениях цмоки были весьма спесивыми, и с ними не очень-то водились другие создания. Интересное обстоятельство: цмоки чаще всего не трогали людей небогатых, живших плодами своего труда, и, самое интересное, — не трогали людей женатых! Поэтому в белорусской мифологии отношение к цмоку скорее снисходительное. Есть случаи в легендах и сказках, когда люди даже просят помощи у цмоков. Цмок представлялся очень чистеньким — говорят, раз в год он даже ходит в баню!
 
Нет такого места в Беларуси, куда бы не ступала нога Сергея Харевского. Наш эксперт признается, что во многих местах ему доводилось записывать истории старых людей о цмоках. И все истории были настолько реалистичными, что нет сомнений — белорусский цмок существует!
 
— Старые люди объясняли мне, что цмок появляется там, где появляется безнравственность, — улыбается Харевский. — Поэтому цмок и не трогает женатых — это подчеркивалось особенно. Это был такой Бабай для неженатых или незамужних. Их пугали, что если будут “колупаться в носу и не думать о будущем” — встретятся с цмоком. Можно образно сказать, что три головы цмока — это пьянство, разврат и жажда лёгкой наживы.
 
Наша беседа происходит на улице Сухой. Неожиданно Харевский останавливается и говорит:
 
— Кстати, название улицы Сухой не случайное и тоже связано… с цмоком! Это самое высокое место в Минске, и во время ливней и паводков всё вокруг становилось очень “мокрым”, а эта улица оставалась “сухой”! Раньше здесь не было никаких зданий. И если идти вниз к Свислочи — на сегодняшний перекресток Мельникайте и Победителей, — то и теперь легко угадывается гора. Так вот, раньше она называлась Змеевой, потому что здесь жил цмок! И этого цмока убил один лихой герой: показал цмоку его отражение, цмок опешил — и… Тот цмок очень вредил Минску — ел красивых барышень! Были даже “конкурсы красоты”, когда выбирали самых красивых и отдавали на расправу этому цмоку, чтобы он отцепился от остальных. В то же время встречаются истории, когда цмок, наоборот, помогал героям преодолеть какие-то злые силы.
 
Прошу Сергея Харевского с картой в руках нарисовать для нас маршрут “по местам боевой славы белорусского цмока”. Выясняется, что такой маршрут абсолютно реален!

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Где живет белорусский цмок? Он один или их много? Реально ли это - проложить "маршрут цмока"? Что будет, если нанести на карту все 26 белорусских Чёрных озёр, а затем...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика