"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?
28.10.2012 14:30
—
Новости Культуры
|
"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси? Фото: www.lioznonews.by Наверное, нет в Беларуси человека, который бы не слышал про "Дожинки" - праздник, в который государство "вбухивает" громадные деньги. В нашей стране он отмечается уже 16 лет, и, вероятно, ровно столько же мы слышим, как после очередного праздника сыплются жалобы на Цель у исследователей была одна - уйти от оценок журналистов-троллей и журналистов-идеологов и выяснить, чем на самом деле для Беларуси является этот праздник, который некоторые иронично называют агрогламурным трэшем, и подумать над тем, что же может ожидать другие города.
Своеобразный праздник в Беларуси стали отмечать с 1996 года. Эксперт Дмитрий Галиновский, который изучал "дожиночно-законодательную базу", рассказал, что за этот год ему не удалось обнаружить ни одного законодательного акта, где упоминались бы "Дожинки". Первое законодательное упоминание нашлось в 1997-м году. Именно тогда вышло первое постановление Совмина от 11 июля 1997 года "О целесообразности проведения… <> республиканской ярмарки тружеников села". Что интересно, это постановление было подписано небезыствестным Петром Прокоповичем. "Наверное, Петр Петрович - это такая личность, значение которой в истории современной Беларуси мы еще не до конца оценили", - замечают, улыбаясь, эксперты. Самые первые "Дожинки" были организованы в Мостах Гродненской области. К этому событию разработали еще одно постановление Совмина (от 4 августа). Оно и проливает свет на финансовую сторону вопроса: "Выделить 4,6 млрд рублей на расходы, связанные с приобретением и изготовлением наград для победителей республиканского соревнования по уборке урожая зерновых и зернобобовых культур", - зачитывает Дмитрий Галиновский, добавляя: "Видимо, этих денег не хватило, потому что Мингорисполком тоже стал спонсором призов - предоставил два трактора "Беларусь", которые он купил у МТЗ. Хотя, как выяснилось, горисполком МТЗ все-таки не заплатил, а просто списал трактора за долги". Эксперты утверждают, что преобразования, проводимые во время подготовки "Дожинок", имеют ряд особенностей, которые "позволяют объединить благоустройство различных белорусских городов в единое явление, подлежащее изучению". Отличие "Дожинок" от похожих мероприятий, например Дней белорусской письменности, заключается в большем бюджете и соответственно масштабе строительства", отмечает руководитель экспедиции Степан Стурейко. Что изменили "Дожинки"? Для подготовки города к "Дожинкам" каждый раз образовывается специальный Оргкомитет. Однако фактически разработка предложений по преобразованию основывается на неком образе "правильного" города, сложившемся у областного и районного руководства. Поначалу при проведении "Дожинок" любое преобразование связывали только с благоустройством территории и маскировкой чего-то старого и неприглядного в городе, что может попасться на глаза официальной делегации или гостям города, отмечает социолог Татьяна Водолажская. "Но с каждым годом увеличивается перечень объектов для реконструкции или ремонта, которые не связаны непосредственно с праздником". Среди достижений "Дожинок" эксперты называют изменения "Дома на рынке" (барокко, начало XVIII в.) в Несвиже в 1998 году. После "Дожинок" там была размещена детская библиотека, с 2004-го открыта музейная экспозиция. Реставрировали и несвижскую ратушу. В 2000 г. в Шклове также была проведена реконструкция ратуши с торговыми рядами (после "Дожинок" здесь разместилась гимназия). В 2001 г. в Шклове активизированы работы по созданию Мозырского замчища. В 2002 г. в Полоцке произведена покраска Софийского собора, выполнено благоустройство территории возле Софийского и Богоявленского соборов, Спасо-Евфросиниевского монастыря, проведен ремонт бывшего иезуитского коллегиума XVIII в. (во время проведения "Дожинок" в нем была открыта художественная галерея). В 2003 г. в Пружанах реконструированы торговые ряды ХІХ в. - там открылся торговый центр. В Волковыске в 2004 г. произведено благоустройство археологического памятника "Шведская гора", выполнена реконструкция дома-музея П.И. Багратиона - памятника ХІХ в. В Слуцке в 2005 г. проведено благоустройство замчища. В Бобруйске в 2006 г. восстановлен внешний облик Свято-Никольского кафедрального собора 1835 г. (восстановлен фасад, проведено оштукатуривание и покраска в белый цвет, возведены 3 купола) и выполнено благоустройство территории Бобруйской крепости. В Кобрине в 2009 г. благоустроили старый городской парк им. А.В. Суворова (конец XVIII в.). В Лиде в 2010 г. был завершен первый этап реконструкции Лидского замка (восстановлены западная стена, южная башня, внутренняя галерея), правда, эта реконструкция является более чем спорной. Постепенно стали менять свою роль и различные памятники. "В Кобрине на площади памятник Ленину стоял прямо в центре, - рассказывает социолог Татьяна Водолажская. - Пока ремонтировали площадь, памятник оказался в тени. В ряде городов произошло понижение постамента у памятника Ленина - в Бобруйске, в Мозыре. Начинают появляться городские скульптуры. Например, бобер, девушка с чемоданом и т.д. Они со временем преобразуют представление жителей о своем городе: все теперь знают, возле чего назначить встречу или куда отправить туристов фотографироваться". Яркий пример Татьяна приводит и с Бобруйской крепостью. "Она как важный для города объект появилась в представлениях людей после того, как там поставили ледовый дворец. В самой крепости почти ничего не сделали, но за счет того, что в достаточно удаленное место поставили развлекательный центр, люди стали туда ходить и обнаружили для себя Бобруйскую крепость. Благодаря этому за окружающей дворец территорией стали ухаживать, сохранившиеся крепостные сооружения вызывают интерес у горожан, проложены дорожки, пространство "ожило". При этом интересно отметить, что у каждого из дожиночных городов появился хорошо мемориализированный символический герой, известный человек. Это Огинский в Молодечно, Короткевич в Орше, Багратион в Волковыске. Их знают, их называют, и если в ходе "Дожинок" вообще актуализируются какие-то исторические имена, то это они и есть, многократно повторяемые. Например, личность Суворова является доминантной в культурном ландшафте Кобрина. Даже холл отремонтированного ресторана "Кобрин" украшен портретом Суворова. В городе есть 3 памятника ему, гостиница "Суворов", улица и музей. "Но в разговорах с местными жителями Суворов не воспринимается как историческая личность, скорее как "бренд", символ, не имеющий серьезного культурного и патриотического наполнения, - говорит Степан Стурейко. - В целом для жителей характерно типичное незнание истории Беларуси. На вопрос о необходимости установки новых памятников историческим деятелям никто не говорил об общенациональных героях вроде Василя Быкова или Кастуся Калиновского". Спешка - визитная карточка всех дожиночных преобразований В то же время отличительной особенностью "Дожинок" является ориентация на внешнего наблюдателя, стремление к достижению "показного" эффекта. Чаще всего это эффект новизны. Его феномен прочно скреплен с "ценностью нового". При этом о "ценности старого" и тем более о ценности аутентичности в ходе подготовки преобразований речь практически никогда не идет. Исторические здания не воспринимаются как актив, который можно в последующем выгодно использовать. Например, "жертвами" подготовки к празднику часто становятся старые деревянные дома. Так произошло в Мозыре, Орше, Волковыске, центры которых почти полностью были избавлены от деревянной архитектуры. Реконструкция здания Белагропромбанка в Орше, являющегося памятником советского конструктивизма 1930-х гг., подтверждает, что в первую очередь в объекте ценятся его внешний вид и лишь во вторую очередь - его ценность как памятника. Объединяют же все дожиночные города, по словам экспертов, сжатые сроки, за которые необходимо провести желаемые преобразования: как правило, "быстро и качественно" хотят успеть сделать за несколько месяцев. Спешка, говорят эксперты, уже стала визитной карточкой всех "Дожинок". При таких темпах не может идти речь о качестве, подчеркивают они. "В большинстве случаев их консервация в современном состоянии будет даже более предпочтительна, нежели такое поспешное и непродуманное обновление". Например, для экономии времени архитекторы в ходе проектирования стремятся разработать для центральных улиц единые комплексные цветовые решения и способы оформления фасадов, замечает Степан Стурейко. "Но они носят упрощенный характер. Комплексность достигается не индивидуальной созвучной проработкой каждого строения, а за счет воспроизводства одного и того же решения на различных зданиях с минимальной индивидуализацией". Причем то, что удачно получилось в одном городе, очень часто любят шаблонно использовать в другом. Например, фасады практически всех зданий окрашиваются в мягкие пастельные или кремовые цвета - мягко-зеленый, бежевый, светло-розовый и т.д. Одинаковым цветом окрашиваются все здания, без разделения на исторические и современные. Эксперты обращают внимание также на наличие своеобразного "дожиночного" стандарта: ремонт инфраструктурных объектов города (от канализации и путепроводов до вокзалов и гостиниц), строительство крупных спортивных сооружений (с 2006 г. было построено семь Ледовых дворцов), создание пешеходных зон (с 2006 г.) и набережных (с 2001 г.), установка парковой скульптуры (с 2006 г.) и фонтанов в центре города. Знает история "Дожинок" не только положительные примеры изменений. В Волковыске в 2004 году неудачно отремонтированы некоторые единичные здания начала ХХ в. В Слуцке в 2005 г. снесена земская больница, здание XIX в. (на ее месте теперь "благоустроенная" территория, прилегающая к новой бане). В Речице в 2007 г. снесли женскую гимназию также XIX в., входившую в туристический маршрут "Золотое кольцо Гомельщины". Кроме того, была взорвана старая водонапорная башня в центре города. В Орше насыщенные преобразования оставили не только положительный след: в исторической части города снесли около 40 домов (в т. ч. объект XVIII в.). Жертвой поспешности можно назвать и Лидский замок. В Горках в 2012 г. не смогли предотвратить на территории академгородка снос дома, в котором жил Максим Горецкий. Общим местом "дожиночных" преобразований стали ремонты железнодорожных вокзалов, которые во многих городах также являются памятниками архитектуры. Однако ремонтные работы зачастую сводятся к "евроремонту". "Дожинки" представляются лакмусовой бумажкой, проявляющей актуальное состояние культуры белорусской провинции, уровень осознания городской идентичности, отношение к собственному прошлому и настоящему, - подводит итог Степан Стурейко. - Разбавляется, изживает сам себя советский культурный ландшафт, но пока что горожане не в состоянии найти ему осмысленную замену. Колесо благоустройства крутится пока что вхолостую". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В нашей стране "Дожинки" отмечаются уже 16 лет, и, вероятно, ровно столько мы слышим, как после очередного праздника сыплются жалобы на некачественно выполненные...
|
|