Новому министру культуры Борису Светлову удалось вступить в одну реку дважды. Он работал в Министерстве культуры еще до Лукашенко — в начале 90-х.
Смотрите, кто пришел
Доктор философских наук, ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств Борис Светлов был назначен министром культуры Беларуси 10 декабря.
Сразу после ухода с должности министра культуры Павла Латушко Светлов назывался одним из наиболее вероятных кандидатов на министерский пост. Вторым кандидатом называли председателя Белтелерадиокомпании Геннадия Давыдько.
Светлов работал заместителем министра культуры в начале 90-х. В культурных кругах известен как киновед. В справочнике «Белорусское кино» его работам отведена целая страница. Круг его научных интересов — кино, телевидение, видео, мультимедиа. Интерес к кино был связан еще и с тем, что его отец Владимир Светлов в свое время был режиссером, отмечает «Наша ніва».
На публичных мероприятиях Борис Светлов говорит по-белорусски, как и его предшественник на министерском посту Павел Латушко. Университет культуры, который Светлов возглавлял в последние годы, считается одним из самых белорусскоязычных среди всех вузов страны.
Напомним, Латушко возглавлял Минкульт с июня 2009 года. 16 ноября нынешнего года Александр Лукашенко подписал указ о назначении Латушко чрезвычайным и полномочным послом Беларуси во Франции и постоянным представителем Беларуси при ЮНЕСКО по совместительству.
Лукашенко ожидает, что с приходом нового министра культуры в развитии этой сферы будет сделан значительный шаг. Глава государства подчеркнул, что в Беларуси на всех уровнях, от сельской местности до Минска, создана хорошая инфраструктура учреждений культуры: «В каждом агрогородке есть Дом культуры, и неплохой. Ни одна страна не может похвастаться такой вертикалью инфраструктуры от деревни до столицы».
Особое внимание Александр Лукашенко попросил вновь назначенного министра обратить на строительство нового здания музея Великой Отечественной войны, развитие Национального исторического музея и реализацию государственной программы возрождения технологий производства слуцких поясов.
Отдельное поручение глава государства дал по поводу скорейшего завершения реконструкции Купаловского театра: «Мне обещают, что в новом театре на этой площадке «Павлинка» будет в новом прочтении. Я с удовольствием приду, посмотрю, и мы откроем этот театр. Это будет один из лучших театров Европы. Там по последнему слову техники все сделано — и сцена, и условия для артистов».
На министерском кресле нужен сильный управленец
Комментируя назначение нового министра культуры, председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович подчеркнул необходимость создания в Беларуси такой системы в сфере охраны историко-культурного наследия, при которой беспрекословно будет исполняться законодательство.
Важно, чтобы различные подзаконные правовые и нормативные акты полностью соответствовали действующему закону «Об охране историко-культурного наследия» и не было различных чтений законодательства, «что часто используют в своих интересах проектировщики и недобросовестные инвесторы».
Таким образом, в стране должна быть «выработана нормальная система правоприменения в сфере охраны историко-культурного наследия, которая до сих пор в стране не построена».
Антон Астапович выразил озабоченность тем, что в последние 7-8 лет в Беларуси исторические центры, находящиеся под охраной государства, теряют качественные характеристики, а «система охраны историко-культурного наследия не работает». Для того, чтобы было по-другому, необходимо продолжать сотрудничество государственных структур и общественных организаций, отметил Астапович.
Надежды, которые общественность связывала с приходом на министерскую должность Латушко, «в сфере охраны историко-культурного наследия не оправдались», считает Астапович: «При Латушко система охраны историко-культурного наследия еще более разбалансировалась, чем до него. На наш взгляд, министр культуры должен быть не пиар-персоной, а сильным управленцем. Мы надеемся, что Светлов окажется тем самым бюрократом, который будет способен акцентировать внимание на беспрекословном выполнении всех правовых актов и не позволит себе шагов влево и вправо».
Культура слабо совместима с властью
Кинокритик Максим Жбанков в свою очередь отметил, что в жестко-авторитарной системе, замкнутой на идеологии, где постоянно воспроизводятся ритуалы лояльности к вышестоящим чиновникам, «любой человек, который занимается управлением в культуре, автоматически становится таким же, как его начальство, то есть заложником административно-волевого программирования культурных процессов».
Однако, подчеркивает Жбанков, культурой нельзя управлять, ее нельзя планировать: «Попробуйте запланировать очередное гениальное кино, как у нас периодически пытаются делать. Это заканчивается позором. Главная проблема культуры как раз и заключается в том, что ею постоянно пытаются управлять. На самом деле, культуре не надо мешать, на что принципиально не способна наша система при существующем режиме».
Жбанков отметил, что когда на пост министра пришел Латушко, общественность его достаточно активно приветствовала. Однако его работа на министерском посту «закончилась набором символических акций, например, концертом в Мирском замке». Однако для культуры в целом ничего не изменилось, считает Жбанков, потому что «когда человек попадает в систему, он либо не задерживается в ней, либо начинает играть по ее правилам».
Культура слабо совместима с властью и не удобна для нее. «Таким образом, чудес с назначением нового министра не будет», — подытожил Жбанков.
Белорусская национальная идея — основа культуры независимой страны
Как считает лидер группы «Палац» Олег Хоменко, назначение Бориса Светлова на пост министра культуры — «это наилучший вариант из тех, кого пророчили на эту должность».
Хоменко считает «очень полезным для современной культуры опыт Светлова в экономической сфере и то, что он является очень хорошим аналитиком». В любом случае, отметил Хоменко, судить о результатах деятельности нового министра культуры будут по его делам.
Хоменко отметил, что «актуальным в настоящее время является определение стратегии в развитии белорусской культуры — не только на научном, но и бытовом уровне». Деятели культуры на местах, сказал Хоменко, «ждут прозрачного, простого и качественного объяснения, куда стремится и какова стратегия сферы культуры».
Хоменко считает, что для того, чтобы белорусская культура сохранилась, она должна оставаться национальной. У нас нет другого выхода, как только строить культурный процесс на основе белорусской национальной идеи.