Одним из самых успешных музейных проектов прошлого года стала выставка «Художники Парижской школы из Беларуси». О том, чтобы привезти оригиналы Шагала, Сутина, Зарфина в Минск, мечтали давно. Но еще несколько лет назад никто не мог предположить, что картины не просто прибудут на историческую родину, но и останутся здесь навсегда.
Все началось с того, что Владимир Счастный, председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, издал книгу «Художники Парижской школы из Беларуси». Это был (и по сей день есть) первый и самый полный справочник о мастерах начала ХХ века, творивших в «Улье» — знаменитой творческой «лаборатории» в столице Франции.
Чтобы сами картины появились в Беларуси, нужны были деньги. И они нашлись. Объявился меценат — Белгазпромбанк, купивший для корпоративной коллекции более 40 творений наших парижан. Я встретил председателя правления банка Виктора Бабарико (на снимке) в Национальном художественном музее на торжественном закрытии выставки. Он стоял у картины Хаима Сутина, которая оценивается в 400 тысяч долларов. И на вопрос, зачем вкладывать деньги в искусство, ответил так:
— Это нужно, чтобы дать возможность соотечественникам осознать масштаб белорусской культуры, ее значение в мировом контексте. Я приходил на выставку в будние дни и смотрел картины вместе с посетителями, чтобы понять, как публика относится к проекту. Такой атмосферы интереса к искусству я не чувствовал еще нигде и никогда.
Кроме живописных полотен, приобретенных банком, в НХМ выставлялись и работы из частных коллекций. Проект дал повод собирателям раритетной живописи «объявиться» — причем представили свои сокровища не только белорусы, но и россияне. Выставка прозвучала как международная. А Владимир Карачевский, первый заместитель министра культуры, подметил важную тенденцию:
— В стране появились свои меценаты и коллекционеры, которые тратят деньги не только на дорогие машины, но и вкладывают их в духовность — наше будущее.
Генеральный директор НХМ Владимир Прокопцов подсчитал, что сотрудники музея провели более 100 экскурсий:
— Это значит, что люди приходили не просто посмотреть шедевры, но и углубиться в историю искусства, понять феномен «Парижской школы», познать судьбы ее представителей, родившихся в Белоруссии. Мы сделали крупный образовательный проект — открыли неизвестную страницу в истории национальной культуры для тысяч сограждан.
И еще один акцент. Впервые Беларусь посетили потомки великих художников: Дина Любич — дочь Осипа Любича, Ив Дюлак — внук Сэма Зарфина, пришла Нина Феропонтова — племянница Хаима Сутина. Все эти люди впервые встретились благодаря выставке вместе на земле своих предков.
А проект «Художники Парижской школы из Беларуси» ждут «гастроли» — сначала по стране, а затем и по миру.