Гомель увидит Шагала
23.01.2013 18:12
—
Новости Культуры
|
Гомель увидит Шагала Очень скоро гомельчане смогут ознакомиться с произведениями великих художников белорусского происхождения в подлинниках. 12 февраля в гомельском дворце состоится открытие выставки "Художники Парижской школы из Беларуси", сообщила заведующая художественным отделом музея ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" Татьяна Литвинова.
Инициаторами проекта являются ОАО "Белгазпромбанк", Национальный комитет РБ по делам ЮНЕСКО и Национальный художественный музей Беларуси. Долгое время в Беларуси, подарившей миру целую плеяду необычных художников, не было ни одной картины того же Шагала (только графика). И вот сейчас этот пробел, похоже, начал заполняться. Недавно художественную коллекцию Белгазпромбанка пополнили картины Марка Шагала "Влюбленные" и Хаима Сутина "Большие луга в Шартре", купленные на аукционе в Кристисе. Всего в коллекции представлено около 50 картин художников Парижской школы, с которыми гомельчане смогут ознакомиться на предстоящей выставке. Арт-проект "Художники Парижской школы из Беларуси" уже стартовал в Минске. После чего выставка переместится в Гомель, а затем – в Витебск, на малую родину Марка Шагала. Парижский художник из Гомеля "Дай бог, чтобы каждый шагал, как Ша-гал", – написал Владимир Маяковский на форзаце своей книги, подаренной тогда еще молодому художнику, только начинавшему свой путь к признанию. Но поскольку сейчас с Шагалом уже все ясно (а кому неясно – то здесь мы вряд ли сможем помочь), поговорим немного о Михаиле Кикоине. Председатель Национального комитета РБ по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный, во многом благодаря которому и состоялось "второе открытие" художников Парижской школы в Беларуси, написал книгу об этом культурном феномене мирового значения. Одной из весьма ярких планет в этом созвездии был Михаил Кикоин. Будущий художник родился в 1892 году в Гомеле (по другим данным – в Речице). Его прадед, гомельский раввин Шмидт, сменил фамилию на Кикоин. Отец Миши занимался торговлей лесом, затем переехал в Режицу Витебской губернии, где работал в банке. В 1905 году Кикоин учится в частной художественной школе Кругера в Минске, затем в Виленской народной художественной школе. Во время учебы юный бунтарь присоединяется к социалистическому движению. А затем дорога Миши Кикоина и его друга Хаима Сутина лежит в Париж – Мекку всех вольных художников… В начале прошлого века в Париже, в городе, над которым еще витал призрак Парижской Коммуны, в мастерской скульптора Альфреда Буше сложилась своеобразная "коммуна" художников, получившая название "Улей". В 1905 году в Париже на осеннем салоне громким скандалом заявили о себе молодые художники Анри Матисс и другие, совершившие настоящую революцию в искусстве. От данного им прозвища "дикие звери" (les fauves) происходит название нового направления – фовизм. Но для последнего мазка кистью в полотно нового искусства XX века художественной богеме Франции, при всем ее авангардизме и утонченности, чего-то не хватало. Это недостающее "нечто" и принесли на Монпарнас художники из Беларуси и других стран Восточной Европы. Вместе с этими неловкими и плохо говорившими по-французски юношами в парижские студии, мастерские и артистические кафе ворвалась бешеная экспрессия, задумчивый фатализм и безумный полет мечты, которые только и могли зародиться в белорусско-еврейских местечках, зажатых между нагайкой городового и мракобесием раввина… Так родилась Парижская школа, в списке имен которой наряду с Пабло Пикассо и Амедео Модильяни значатся Марк Шагал из Витебска и Хаим Сутин из Смиловичей, Михаил Кикоин из Гомеля и Пинхос Кремень из Лиды, Осип Любич из Гродно и Надя Ходасевич из Докшиц… Сейчас их картины оцениваются в миллионы долларов, а тогда три друга – Кикоин, Сутин и Кремень, буквально голодали, спали прямо в своих мастерских в "Улье" без воды и тепла, жили, на что придется. Когда крупный американский коллекционер Альберт Барнс разыскал Сутина, чтобы купить у него первую партию картин (после чего к художнику пришел феерический успех), друзья просто "сшибали" мелочь на обед у кафе "Ротонда"… Сегодня картины Михаила Кикоина, как и Марка Шагала, как и всех художников Парижской школы, вошли в культурную сокровищницу человечества. Их взгляд на мир, неожиданно яркий и пронизанный целой гаммой самых противоречивых чувств, от неприкрытого ужаса до почти детского восторга, способен подарить любому зрителю самые сильные эмоции. Символично, что картина Шагала будет выставляться у нас на территории парка, все еще носящего имя первого советского наркома просвещения Анатолия Луначарского, много сделавшего для признания молодого художника… А еще на этой выставке каждый желающий сможет посетить художественное кафе a-ля Париж начала прошлого века и окунуться в аромат той насыщенной творчеством атмосферы, в которой жили и стали всемирно известными наши земляки. И, может быть, тоже почувствовать себя немножко художником. Или, по крайней мере, ощутить гордость за наших талантливейших земляков… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
12 февраля в гомельском дворце состоится открытие выставки "Художники Парижской школы из Беларуси". |
|