Желание снять продолжение культовой народной комедии Игоря Добролюбова "Белые Росы" вполне укладывается в нынешний существующий киношный тренд, или, проще говоря, - моду прикуривать от чужого фитилька. Один за другим появились розовощекие глянцевые римейки советской классики - "Ирония судьбы. Продолжение", "Служебный роман. Наше время", "Джентльмены, удачи!"... Приличные деньги собрала только "Ирония...", поданная мастером ритмичной продюсерской раскрутки Константином Эрнстом в виде безобидного рождественского гуся аккурат под двери каждого кинотеатра, где только теплился огонек жизни. Тут уж нам было не отвертеться от удушающих объятий. Тем более что "Ирония..." была первым римейком подобного рода и естественное человеческое любопытство взяло верх. Мы и не думали, что любовь к бане с ее легким паром, пивом и раками, как музыкальный слух или алкоголизм, передается по наследству. Однако, придя вроде бы как к своим старым знакомым на домашний праздник, зритель почувствовал себя обманутым: он не узнавал прежней обстановки. Оказалось, что его позвали не на праздник, а на цыганскую барахолку. С экрана в него постоянно тыкали этикетками то майонеза, то сельди, то водки с пивом, то косметики. Делали свое дело растяжки одного из мобильных операторов и рекламная атрибутика пчелиной расцветки во весь экран. Из всех искусств важнейшим для нас по-прежнему является продакт-плейсмент. Продюсерам, конечно, любая хула, критика и шпильки - божья роса. У них к этому иммунитет, но у нас от этого цинизма осадок остался.
Все последующие опыты тоже ничего, кроме досады и стыда, не вызвали. Не признал зритель ни в Светлане Ходченковой, ни в Сергее Безрукове - своих. Поэтому с легкой душой можно сказать, что ни один сиквел советской классики на постсоветском пространстве не получился успешным. И тем не менее хоть табуреточку, но поставить на этом рынке надо. Наконец и наши кинематографисты решились подхватить продюсерский зачин. Огляделись вокруг - что у нас тут есть народного, живого, всем знакомого? Конечно! Как могли забыть? Правда, теперь вот так, продолжение фильма будет называться - "Белые россы"! С двумя размашистыми "с".
...Мастер Добролюбов, если кто помнит, доживал сложно. Тяжелой болезнью он был прикован к постели. Сам я оказался на одном из вечеров, ему посвященных, в Музее истории белорусского кино. На экране показывали кадры из его картин, в том числе "Ивана Макаровича", удостоенного в 1970 году Гран-при "Серебряная Минерва" на XXII Международном кинофестивале детских фильмов в Венеции, видеозаписи интервью режиссера. Того, кто, как Туров и Пташук, творил историю белорусского кино XX века. Наш триумвират.
На тот момент сам Добролюбов застыл между небом и землей. У всех собравшихся на этом дне рождения без именинника комок стоял в горле. Инсульты не давали ему возможности оправиться. Пока были силы, Игорь Михайлович преподавал в частном гуманитарном вузе. В каком-нибудь другом места ему почему-то не нашлось. Посчитали, видимо, что квалификация не подходит. Говорят, его добила судебная тяжба с прежним руководством "Беларусьфильма", в результате которой его лишили всех авторских прав не только на "Белые Росы", но и на другие его картины, посчитав их интеллектуальной собственностью киностудии. Еще и судебные издержки попросили погасить. Полистайте подшивку прессы за сентябрь 2008 года - прелюбопытнейшая история. Так что, будь я автором позубастее, назвал бы все это дело с продолжением народной комедии - пляской на костях. Но я автор - благодушный и незлобивый. Просто давайте обойдемся хотя бы без праздничных тостов.
Давайте помнить, что и откуда взялось, а не смотреть на мир удивленными глазами Лизы Боярской. Помнить, что у нашей культуры и, в частности, кино были свои основоположники, которым приходилось несладко. Особенно в конце жизни. И под их окнами и дверями не стояли толпы с желанием помочь. Есть такой жанр - любить человека. Мы им никак овладеть не можем. Потому что любить человека надо вовремя, пока он живой, а не запоздало.
Получится у молодого режиссера Александры Бутор, ставшей известной после выхода новогодних музыкальных фильмов "Павлинка NEW" и "Батлейка", снять хорошее кино - буду только рад. Первый же подниму стакан шипучей газировки за успех и первым побегу к Александре за автографом - пусть распишется на моей мужественной груди.
"Белые Росы" Дударева и Добролюбова - "Раскiданае гняздо" конца двадцатого века. История о распаде семейных связей, о тщетных попытках их сохранить. Символично, что драматург написал сценарий в 33 года. И если съемочная группа сиквела отнесется к материалу и работе с таким же трепетом, как Добролюбов, родившийся, кстати, в Новосибирске, если не будет пытаться втюхать зрителю майонез или чипсы с экрана, есть шанс не сесть в лужу и не превратить беззащитную утреннюю росу в уксус.