Это первая книга автора, которая вышла уже после его смерти. Чудесные истории печатали разные издания, по пьесе был поставлен спектакль в Витебском областном театре «Лялька»... Собранные воедино, сказки Синявского стали настоящим подарком детям. «Перапёлка гняздо вiла, янот нару рыў, мядзведзь бярлогу ладзiў. Задумаў i Базыль хатку зляпiць, как парог пераступiць, а за iм печ. У печы ж агонь трашчыць, на патэльнi скварка пiшчыць, у чыгунку юшка кiпiць...» Наверное, именно так изъяснялись народные сказители — напевно, образно, завораживающе. «Жыў–быў Мiкiта: карыта разбiта, нячэсана воўна i ў двары работы поўна — каса не кляпана, канёк не каваны, мука не пытлявана, вяроўка парвана, нiўка не ўзарана...» На этих сказках юные читатели как нельзя лучше почувствуют богатство белорусского языка, познакомятся с народным фольклором. Хотя сказка — авторская, сюжет определяется фантазией создателя. А герои живут не только в фольклорном прошлом, но и в нашем настоящем. Все они ищут счастья, но убеждаются, что только трудом и честностью можно его добыть.
Булат Окуджава. Упраздненный театр. Роман. Астрель, Москва, 2012.
Мы знаем Окуджаву — великого барда и поэта. А между тем Булат Шалвович был и замечательным прозаиком. Его романы не столь популярны, как песни, но Букеровская премия за «Упраздненный театр» совершенно заслуженна. Это автобиографический роман, яркий и живой портрет эпохи. Родители Окуджавы были видными партийными деятелями, их путь типичен: романтика революции, жизнь новой советской элиты, репрессии, ссылки, лагеря... Их круг общения — это и Любовь Орлова, и Галактион Табидзе, и даже Лаврентий Берия. Мы видим события глазами ребенка с поэтической душой по прозвищу Ванванч, подмечающего трагические детали бытия, чувствующего несправедливость. Семья Окуджавы занимает три комнаты в квартире, принадлежавшей до революции фабриканту, чья семья ютится здесь же в маленькой комнатушке. Ванванч играет с дочкой «буржуя» Жоржеттой в «красных» и «белых», ее родители предельно вежливы и улыбчивы с соседями. Мать Ванванча не может открыть комод и зовет на помощь бывшую его владелицу, а по ночам в комнате «буржуев» — обыск за обыском... Вот пламенная большевичка Ашхен, мать Ванванча, прогоняет его няню, добрейшую старушку, за то, что та рассказывает ребенку о Боге. А вот в комнате у еще одной соседки поселяется ее земляк — кулак, тихий крестьянин, который не похож на злодея, грабящего пролетариат. Ванванч, ухоженный, нарядный, с мороженым в руке, видит страшно худую девочку — они с мамой уехали от голодомора... Взгляд девочки на мороженое поражает мальчика... Но взрослые только презрительно отмахиваются от предложения угостить оборванку: она же — кулацкое отродье. А вот начинают арестовывать родственников и друзей, а самого Ванванча в школе дразнят «троцкистом»... Роман читается на одном дыхании, здесь не только лирическая ностальгия, но и повод для глобальных размышлений.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Советская Белоруссия №88 (24225). Пятница, 17 мая 2013 года.