«Стихи не пишутся, а дышатся, — нет, выдыхаются в слова...» Имя Изяслава Котлярова известно не только в Беларуси, его поэзию публикуют и российские толстые журналы, он автор многих поэтических сборников. Изяслав Григорьевич живет в Светлогорске. Его жена — известная поэтесса Софья Шах, интервью с ними обоими публиковалось в «СБ» в номере за 28 февраля этого года. В нем на вопрос о самых ярких моментах детства поэт ответил: «Смерть матери в День Победы 9 мая 1945 года. Гром победного оркестра в Чаусах и кладбищенская тишина, ждущая могила... А потом однажды — чудо оклика, которым бабушка остановила меня, уже висящего на заборе, согласного бежать вместе с пацанами ко рву, где в костре отогревалась готовая взорваться и унести их жизни мина... Послевоенный быт с его духовным величием и бытовым нищенством... А потом — непостижимо откуда — в сумрачном могилевском полуподвале, где единственное окошко было на уровне земли, возникли первые стихотворные строки».
Сын фронтовика Изяслав Котляров пропускал через сердце не только личные проблемы — в его стихах ярко звучат и гражданские мотивы. Неравнодушие автора подтверждается и делами — Изяслав Григорьевич был инициатором создания и директором Светлогорской картинной галереи «Традиция» имени Германа Прянишникова, превратив ее в настоящий культурный центр. Кстати, название галереи перекликается с заголовком отрывка из поэмы, который мы представляем вашему вниманию — «Верность» — традициям и памяти тех, кто защищал наше будущее. То будущее, в котором в небольшом белорусском городке может действовать картинная галерея, где покажут работы самые известные художники, а могилевский полуголодный парнишка станет поэтом и создаст о пережитом повести «И гром, словно эхо войны» и «Побег из детства».
В поэме «Я вечности не лучший ученик» автор осмысляет недавнюю историю: развал СССР, возникновение границ между бывшими республиками, ломку сознания у миллионов людей... Тема болезненная, до конца не раскрытая — ведь понятно, что окончательную оценку событиям может дать только время. Но поэт, как говорится, имеет право на эмоцию — более того, он не может не высказать, что у него болит, вылить в строках свои чувства, мысли, предвидения.