«Лучшего подарка не придумать»
11.10.2013
—
Новости Культуры
|
Сегодня на Международном фестивале Юрия Башмета 25-летие отметит концертный оркестр Республиканского музыкального колледжа при Белорусской государственной академии музыки под управлением выдающегося педагога-виолончелиста, заслуженного артиста Беларуси Владимира Перлина — знаменитый коллектив, чьи выступления с триумфом проходили в Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Польше, Англии, России, Италии. В этот день на сцену Белгосфилармонии вместе с маэстро выйдут и его ученики — совсем юные и те, кого уже по праву называют музыкантами мирового уровня. Из разных стран они приедут в Минск, чтобы поздравить своего педагога и сыграть с оркестром, в котором сами когда-то начинали. Накануне юбилейного концерта «Р» заглянула к профессору Перлину в его знаменитый класс № 56 в музыкальном колледже на площади Свободы. — Владимир Павлович, в этом классе вы уже… — …Как педагог с 1971 года, а вообще — с 1949-го, с тех пор, когда еще мальчишкой здесь занимался. В честь моего деда, основателя этого колледжа, он погиб в гетто, моя мама меня сюда и определила. Так что попал я сюда не случайно, хотя не очень-то хотел здесь учиться. Как все дети войны, мечтал о профессии героической — военного летчика или танкиста. Но так сложилось — попал и задержался. Правда, несколько раз пытался все бросить. Но благодаря моей маме остался, она удержала, верила, наверное, что встречу помогающего учителя. Ведь есть три вида учителей: мешающие, их больше всего, не мешающие, которые ничего не дают, но и ученика не губят, и помогающие. Вот когда встретишь на своем пути такого учителя, тогда что-то может произойти. И я встретил профессора Стогорского. Александр Павлович понимал, что мне нужно просто помочь — разбудить и направить. — А какая ваша методика, ведь в ученики к вам приходят совсем малыши, лет в пять-шесть? — Знаете, слово «методика» я не люблю. По-моему, самое главное — сохранить у ребят чувство бескорыстной любви к музыке, к профессии, передать им ту любовь, которую сам к ним испытываешь. Ну и, конечно, не дрессировать, а направлять, иногда подсказывать. Делать так, как ты хотел бы, чтобы тебя учили в детстве, — вот этот принцип пытаюсь воплотить. У нас в классе ребятам не бывает скучно. Они рисуют, слушают музыку, читают стихи. Я не жду, пока мама или папа научат их петь народную песню или расскажут, кто такой Шаляпин. С портретов на нас смотрят великие Бах и Боккерини. Мы пьем чай и кофе, угощаемся пирогами. У меня все в работе: и шашки, и шахматы, и альбомы со старыми фотографиями. Есть даже патефон, который когда-то моему деду подарили, с набором пластинок 1929 года. Ребята знают: здесь их дом. Это очень важно — атмосфера класса, живое общение. Ведь бывает, что ребенок закрепощен и не может сразу раскрыть все, что там в нем дремлет. Зато когда открывается этот дар божий — они такое воспроизводят! Вот недавно у меня так один мальчик «проснулся». Я уже готовил его в другую профессию, думал, пусть будет, как и папа, врачом. А сейчас он лидер в классе, у него звук стал потрясающий. Я не знаю, как он его достает, — это тайна от Бога, этому невозможно научить. — А как вы выбираете себе учеников? — Я физиогномист. Вижу лицо и чувствую, будет толк или нет. У меня интересный случай был с Володей Синькевичем, внучатым племянником Владимира Короткевича. Я его приметил сразу, но не взял к себе в класс, физически не мог, у меня уже занимались четверо малышей, подумал, пусть годик подождет. Через год забрал, но сразу ничего не получалось ни у него, ни у меня. Родители решили: хватит слез и мучений и в восемь лет хотели забрать Володю из колледжа, как им казалось, нет никаких данных. Но я-то чувствовал, какой это мальчишка. Говорю, если вы его заберете, я с этой раной буду жить до конца своих дней. Оставили. И вот в 9 лет у него получилось. Сегодня Володя в Германии, первый солист-концертмейстер Мюнхенского симфонического оркестра радио. Прошлой осенью, кстати, выиграл конкурс в Сеуле, где ни один славянин никогда не побеждал. А какое у него педагогическое дарование! Недавно SMS мне прислал, с Днем учителя поздравил, пишет, благодарен судьбе, что мы с ним встретились. Для меня эти слова дороже любых наград. — Расскажите о других своих знаменитых учениках. — Алексей Киселев сейчас солист и концертмейстер Королевского филармонического оркестра Шотландии, профессор. Кирилл Злотников — виолончелист всемирно известного «Иерусалим-квартета» в Израиле. Андрюша Поскребко — правая рука маэстро Башмета, концертмейстер камерного ансамбля «Солисты Москвы». Ваня Каризна — лауреат Международного конкурса имени П.И. Чайковского, учится в Парижской консерватории. Александр Багринцев сейчас работает в Германии, когда-то первым в республике выиграл Гран-при на международном конкурсе. Илья Лапарев, Саша Хромушин… Все они необыкновенные музыканты, востребованные, играют в лучших залах, в знаменитых оркестрах. Они разбросаны по всему свету, но мы по-прежнему друзья. Я часто езжу к ним, даю мастер-классы. Бывая здесь, они приходят в наш класс, встречаются с моими нынешними учениками. — В юбилейном концерте обещано много сюрпризов. Приоткройте завесу тайны. — На знаменитом фестивале «Музыка Мунди» в Бельгии, где мы выступали с оркестром, я познакомился с Даниэлем Лозаковичем из Стокгольма. Ему 12, на скрипке играет гениально, его по всему миру мечтают видеть и слышать — это чудо. Узнаю: папа — из Бобруйска, мама — из Киргизии, а я сам родился во Фрунзе, словом, почти земляки. Говорит мне: «Маэстро, я хочу сыграть с вашим оркестром Пятый концерт Моцарта, если это возможно». Он приехал и сыграет. А дирижером я сделал нашего знаменитого скрипача Артема Шишкова, лауреата Международного конкурса имени Королевы Елизаветы. Это один сюрприз. Приедут удивительно талантливый 14-летний пианист из Санкт-Петербурга Арсений Мун и гениальный 13-летний саксофонист Матвей Шерлинг из Москвы. Сыграет один из лучших контрабасистов мира Станислав Анищенко, он был виолончелистом, пять лет я его уговаривал перейти на контрабас. Сейчас он первый солист-концертмейстер Кёльнского филармонического оркестра. Приедут многие, кто здесь начинал. Я думаю, лучшего подарка для моих детей из оркестра не придумаешь. Хочу, чтобы на сегодняшнем концерте ребята почувствовали, как они могут играть, каким талантом их Бог наделил. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Маэстро Владимир Перлин — о помогающих учителях, знаменитых учениках и физиогномике.. |
|