В конце минувшей недели Сергей Безруков посетил Минск, представив зрительскому вниманию спектакль "Хулиган. Исповедь", где актер выступает в качестве режиссера-постановщика, а также исполнителя главной роли. Многие жители постсоветского пространства уже видели спектакль, но 3 октября в Москве, в день рождения великого поэта Сергея Есенина, в Государственном кремлевском дворце он приобрел особый масштаб, собрав шеститысячную публику.
Для сцены кремлевского дворца были изготовлены новые декорации, стилизованные под московские улицы начала XX века, на трех больших мультимедийных экранах транслировались видеоинсталляции и лица артистов на сцене. Поэтическую мистерию в постановке дополняли яркие хореографические композиции в исполнении артистов балета под руководством Антона Кремера, а также музыкальные композиции в исполнении ансамбля Inter folk band.
Не удивительно, что постановка с таким резюме не смогла оставить равнодушными и белорусов: за два дня в Минске спектакль собрал порядка 5000 зрителей.
- Про этот спектакль я сказал уже много слов, но самое главное я говорю, конечно, на сцене. Мне приходилось бывать здесь с "Хулиганом", но в такой версии, с таким балетом, ансамблем, с таким размахом я презентую его впервые. Я назвал его поэтическим шоу: в нем есть поэзия, кордебалет, большой оркестр, огромные экраны, но что замечательно - в нем нет ничего лишнего. На кремлевской сцене я его проверил. Обычно там выступают звезды эстрады, а тут спектакль - сработало, поэтому во Дворец республики в Минске я вышел уже совершенно свободно, хоть и играть в нем – достаточно большая нагрузка. Я стараюсь отдыхать перед спектаклем, если посмотрите, поймете почему. Он очень сильный по энергии, энергетика там колоссальная.
Про тифлокомментирование
- Недавно в Московском губернском театре, который я возглавляю, произошло событие: состоялась премьера спектакля "Пушкин" с тифлокомментированием. В Европе есть и кинотеатры, оборудованные специально для незрячих людей, и театры. В России и, в принципе, на территории бывшего Союза, такого еще не было. Пока мы работаем только над одним спектаклем с такими возможностями, но мы делаем все возможное, чтобы появились и другие. Каждый спектакль требует особой подготовки. Со стороны, конечно, кажется, все легко, но, на самом деле, готовятся специальные люди, тратятся деньги, чтобы закупить необходимое оборудование. Вообще, мне кажется, нужно, чтобы такое было во всех театрах. Потребность есть. Незрячим хочется приходить в театр наравне со всеми, а не сидеть в изоляции. Мы сдвинули эту махину с мертвой точки. Теперь уже не обратить внимание на проблему трудно. Я всегда выступал за театр, доступный для всех и стремлюсь сделать таким свой театр. Когда-то таким был "МХАТ". Я пытаюсь работать над тем, чтобы походы в театр были доступны для всех слоев общества.
Про Голливуд
- Мы часто катаемся со спектаклями по ближнему зарубежью. Голливудские звезды приезжают в Россию и представляют свои фильмы. Наши актеры привлекаются к их работам так, как и они к нашим. Это такой маркетинговый ход… Американцы этим пользуются часто. Что касается нашего серьезного участия в голливудских фильмах, российские актеры, а особенно актрисы, в них востребованы. Но, думаю, вряд ли они станут популярными за границей на том уровне, на котором востребованы у нас. Существует разница.
Про Сергея Есенина
- Так получилось, что именно стихи Сергея Есенина стали первыми, которые я выучил. Поэта очень любили в моей семье, меня назвали в его честь и в честь деда. А когда в семье кто-то чем-то увлекается, например, есенинской поэзией, конечно, ты вырастаешь со знанием стихов. Сыграть Есенина - детская мечта, которая воплотилась в 1995 году, когда я вышел на сцену Ермоловского театра. Но самая основная моя мечта была как раз – взять Кремль. Есенина когда-то Троцкий вызывал в Кремль, предлагая возглавить журнал крестьянских поэтов. Есенин отказался, потому что понимал, что это подстава, придется отвечать за то, что они там будут писать. Крестьянин был тогда неудобен для власти. Рабочий – да. Крестьянин – нет…
Однажды я высказался по поводу того, что хотел бы что-то сделать, чтобы расставить точки над "и", связанные со смертью поэта. Конечно, мы не криминалисты. Художники просто высказывают свою позицию. Я от своей не отрекаюсь и считаю, что его убили. Увы, уже уходят те, кто профессионально занимался расследованием. Не стало историка-архивиста Анатолия Стефановича Прокопенко. В середине 2000-х мы с ним вместе писали письмо президенту, после чего письмо направили на Генпрокуратуру, а там сказали, что расследование проводилось еще в 1993 году. Если проводить серьезное расследование, значит, следует брать под сомнение официальную версию. Я считаю, что надо рассмотреть абсолютно одинаково две версии. И та, и другая ставится под сомнение.
Понятно, что без воли сверху ничего не будет. Будем продолжать добиваться правды всем миром. Если людям не безразлично, они присоединятся. Я недавно проводил флешмоб – минута интереса, которая затянулась на три-четыре часа. Люди читали Есенина. Дети, взрослые, молодежи было огромное количество – все читали Есенина. Я думаю, если им будет не безразлично, можно было бы собрать огромное количество подписей и, в конце концов, попросить у государства. Если народ захочет, я думаю, все возможно. Самое главное – чтобы люди не были безразличными. Я понимаю, что дело давнее, и кто-то скажет, что, может, Есенину это уже и не нужно, все-таки, там все по-другому. Те, кто смотрит на нашу Землю, наверное, с интересом разглядывают то, что здесь происходит, а мы все суетимся, о чем-то спорим, что-то делаем. А оттуда все это выглядит довольно наивно. Но, мне кажется, есть такие понятия как честь и достоинство, что пишутся с заглавной буквы. Вот почему сказать правду очень бы хотелось, может, не доходить до самой истины, но, во всяком случае, доказать, что человек был убиенный, а не самоубийца, мне бы хотелось. Художники делают значительно больше, чем политики. Скоро я поеду со своим спектаклем в Тбилиси. Я знаю, что билеты уже раскупили. Там ценят и любят Есенина, он бывал в Грузии. Такое срабатывает значительно больше, чем то, на что договариваются наши политики. Видите, "Боржоми", грузинское вино уже продают, но гораздо ценнее – общение между людьми, культура. Честно говоря, пускай политики делят деньги и страну. Главное – чтобы мы с вами жили в мире и согласии. Пути господни неисповедимы, самое главное, чтобы мы не ссорились и не отвечали на различные провокации, а их много. Самое главное – оставаться в здравом уме. Те, что чтят культуру, относятся к мировой классике, как к мировой классике, а не как к разделению на "мое" и "ваше", поймут.
Про Александра Лукашенко
Сергей Безруков прославился как мастер перевоплощения. Корреспондент OPEN.BY поинтересовалась, не хочет ли актер пополнить список сыгранных знаменитостей и примерить на себя образ кого-нибудь из современных политиков, например, Владимира Путина или Александра Лукашенко. Дело оказалось не в росте…
- Господь с вами! Я играл любимых поэтов. Что касается личностей в истории, я думаю, они есть, но нет пророка в своем отечестве. Любить всегда умеют после смерти. Это закон мира, наверное. При жизни искажают, а после смерти начинают любить и превозносить. Мне кажется, за неимением тех, которых любят при жизни, все обращаются как раз к тем, кто жил в прошлом. Веры практически нет. Ну кому мы верим? Тем, кто когда-то делал нашу историю, поэтому кино, сериалы про этих личностей сейчас очень востребованы. Я думаю, что загадка кроется как раз в этом: мы хотим верить и доверять, поэтому берем примеры с личностей в истории. Все артисты уже отметились в исторических сериалах, про Жукова, например. Мы посмотрели фильм про Валерия Харламова. Патриотическая история вышла, в том понимании, что эта история тронула всех нас. Хоккей объединяет людей из разных стран, разных вероисповеданий…
- То есть современных политиков вы не хотели бы играть?
- Да ну, зачем? Политики… Я думаю, на самом деле, нужно еще заслужить право вносить личности в историю. На самом деле, история сама все покажет. При жизни выводы не делаются, выводы делаются после, тем более, что политики вообще в мировой истории оценивались уже задолго после того, как провели свой жизненный путь. Потомки начинали разбираться только потом: к Петру I, к кому угодно еще в разные периоды времени относились по-разному. У нас царей вначале поносили и в хвост и в гриву, а потом стали выбирать, какой царь был прогрессивным, а какой слабым. Я думаю, тут проблема в нехватке личностей в истории. Именно поэтому сейчас особое внимание уделяется классике. Все это – легендарное прошлое, поэтому с него-то и берем пример.