В преддверии юбилейного Минского международного кинофестиваля «Лістапад» программный директор игрового кино фестиваля Игорь Сукманов, общаясь с журналистами, обещал зрителям много хороших авторских картин. Практически все ленты, которые в эти дни смотрят минчане, были удостоены высоких кинематографических наград, сомневаться в которых не приходится. Чем ближе завершение кинофорума, тем больше мне верится в то, что свой громкий девиз «Истина в кино» этот «Лістапад» оправдывает целиком и полностью.
6 ноября в Минске в рамках секции «Мастер-класс» внеконкурсной программы игрового кино состоялся показ фильма-триумфатора Каннского кинофестиваля «Жизнь Адель». Фильм снял французский режиссер Абделлатиф Кешиш.
В этом году в Каннах произошел неслыханный ранее прецедент: исполнительницы главных ролей «Жизни Адель» Адель Экзаркопулос и Леа Сейду были удостоены не просто традиционного приза за лучшую женскую роль, они разделили с режиссёром картины главную награду престижного кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь». Также кинокартина получила приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ.
«Смотрите этот фильм не с позиции «клубничка»
Картина, повествующая о любви между двумя девушками, стала не просто открытием, а настоящей сенсацией для более или менее продвинутой в вопросах толерантности к представителям ЛГБТ-сообщества Европы. На белорусов же, еще совершенно не готовых воспринимать «не такую» любовь как норму, фильм произведет эффект разорвавшейся бомбы, не меньше.
Но следует подчеркнуть один, второй и третий раз: картина не об этом, не о лесбиянках как таковых, хоть в фокус режиссера попадает и гей-парад, и одна из главных героинь — сформировавшаяся лесбиянка, чего не скажешь об Адель, находящейся на протяжении всей трехчасовой ленты в состоянии мучительного метания и поиска. Эта картина о человеке, о поиске, выборе, взрослении, становлении, взаимоотношениях с мужчинами и женщинами. Фильм о драматичной любви. Фильм о жизни.
Практически вся трехчасовая лента построена на крупных планах женской любви, искренности и глубокого внутреннего страдания. Говоря о крупных планах, я имею в виду не метафорическое, а реальное приближение. Зритель видит все «неправильности» актеров: морщинки и складочки, которые обычно тщательно устраняются гримерами, в кадре даже поры на коже героев.
Представляя кино, Игорь Сукманов обратился к присутствующим: «Показ этой картины — по-настоящему революционное для нашего кинофестиваля событие. И не потому, что затрагивает такую тему, нет. Он для нас слишком свеж (раньше на «Лістапад» приезжали картины, снятые два, а то и три года назад — А.П. ). Каннская судьба фильма ненадолго прервалась, потому что режиссер Абделлатиф Кешиш захотел внести правки в картину, но сейчас кино выходит в прокат. Белорусский зритель увидит «Жизнь Адель» самым первым, параллельно картина ввходит в прокат в России».
Актуализируя тему фильма, Сукманов отметил: «В нашем мире, в нашей жизни все очень стремительно меняется. Наша реальность уже другая, все наше общество вступает в эру с новой моралью, новой нравственностью. Именно эти изменения показывает Кешиш на чувственном уровне. Смотрите этот фильм не с позиции «клубничка» — это было бы унизительным для этого авторского кино. Оно не о том, оно о многогранности нашей жизни, о жизни в разных ее проявлениях».
«Зачем нам «голубые» и «розовые»?!»
Но не все считают, что унизительным для «Жизни Адель» является просмотр картины с позиции «клубнички». Не только сладкую ягоду, но и растление молодежи видит в таких фильмах народный артист России Николай Бурляев, специальный гость кинофестиваля. Во время открытия, говоря о слогане «Лістапада», Бурляев эмоционально обратился к залу с пожеланием, чтобы «за тягой к тому, чтобы нас увидел весь мир, мы не потеряли самое главное — душу, чтобы мы искали и находили истину в кино, как гласит девиз фестиваля».
4 ноября во время пресс-конференции, посвященной проведению в Беларуси Международного славянского форума искусств «Золотой Витязь», директором которого является Николай Бурляев, он долго, пронзительно и уверенно говорил о том, что «Лістапад», первые камни которого закладывал народный артист, катится в пропасть безнравственности: «Раньше на фестивале показывали действительно хорошее духовное кино, а сейчас привозят фильмы о «голубых», о «розовых», растлевая нашу молодежь! Зачем нам такое кино? Нам нужны такие картины как «Лука», о вере, о Боге, о спасении души! Только тогда мы будем жить счастливо, не уподобляясь Западу!»
Глядя на вытянутые от удивления лица журналистов, Николай Петрович несколько раз повторил, что стесняться ему нечего, бояться некого, и он будет смело и громко отстаивать душеспасительное кино: «Я за нравственные идеалы, за возвышение души человека. Бой за душу человека идет и сейчас, мы должны помнить об этом. Вся культура должна этим руководствоваться».
Тем не менее, кинокритики всего мира единодушно сошлись на том, что «Жизнь Адель» — одна из главных картин нового века.
«Составляя игровую программу юбилейного кинофестиваля, мы боролись за очень многие картины. Для нас важно не подражать другим фестивалям, а иметь свое лицо, и мы начинаем его приобретать», — признался Игорь Сукманов еще перед началом фестиваля. Вглядываясь в взволнованные лица людей, которые, как и я, потрясённые молча выходили после просмотра картины, я снова поверила кинолюбу Сукманову.