12 декабря открылась выставка "маляваных дываноў" Алены Киш "На счастье" в Художественной галерее Михаила Савицкого (пл. Свободы, 15). Белорусская Пиросмани создавала произведения искусства для простых крестьян. Ее ковры висели на стенах наших предков и напоминали о прекрасном, а теперь, возможно, в них хранят зерно на чердаках.
Традиция рисовать ковры на счастье стала популярной в 1920-е годы. Как раз в самые тяжелые времена (НЭП, коллективизация, затем война и послевоенные годы, голод и разруха) наивные изображения лучшего из миров висели у кроватей наших предков в деревнях. Их очень часто делали на заказ по случаю торжества или важного события. Алена Киш зарабатывала на жизнь своим творчеством, в те времена это было редкое явление для женщины. Причем платили не деньгами, а крупой, хлебом, продуктами или даже временным жильем. Она вышла за рамки ремесленничества и малого бизнеса и нашла свой неповторимый живописный язык, превратив "маляванки" в искусство. Родом из деревни Грозово на стыке Полесья и Минщины, она изображала полесскую природу, на ее коврах можно найти черты барокко и иконописи.
Как рассказали организаторы о жизни Алены Киш, в деревне к ней относились как к не очень здоровому человеку. Ее семья не занималась сельским хозяйством, а отец по возвращении из поездок привозил дочери платья. Деревенская женщина создавала свой идеальный мир, рай, очень напоминающий "Город золотой" Гребенщикова (и это в 1930-е годы). К сожалению, с развитием промышленности рукотворные ковры утратили свою популярность, и творчество Алены Киш стало не востребованным. Одна из организаторов назвала ее белорусской Офелией, 60-летней, с никому не нужным даром (Алена Киш покончила жизнь самоубийством, утопилась). Искусство "маляванок" оказалось надолго забытым, и теперь в деревнях на чердаках может храниться целое наследие, по нему ходят ногами, в нем хранят зерно или завешивают им дверь от мух.
Алена Киш представляет Беларусь в мировом ряду представителей наивного искусства. Ее имя внесено во "Всемирную энциклопедию наивного искусства", посвященную 100-летию творческой деятельности французского художника Анри Руссо. Там собраны 800 имен из 50 стран мира, и среди таких художников, как Нико Пиросмани, - наша соотечественница. Татьяна Бембель, куратор выставки, посетовала, что предложили включить Алену в энциклопедию не белорусы, а иностранцы. "Мы должны гордиться своим наследием. Просто мы еще не знаем свои героев. А данная выставка восполняет недостаток движения в принятии творчества художника на родине", - заключила она.
Исправить это взялись кураторы выставки во главе с Белорусским народным банком, который финансировал реставрацию двух ковров Алены, купил экземпляр "Всемирной энциклопедии наивного искусства", чтобы была возможность изучать творчество Алены Киш. Представленная коллекция - из фондов Историко-культурного музея-заповедника "Заславль", впервые можно увидеть ковры из частной коллекции Владимира Басалыги и минчанки Ирины Пустоваловой. Ее бабушки и дедушки заказывали ковры Алене, и потом они передавались по наследству.
Выставка продлится до 15 января 2014 года. В будущем планируется также организовать мастер-класс "маляванок" для детей. Есть идея создания Музея наивного искусства в Минске, но это лишь проект в далеко обозримом будущем. На выставке также можно увидеть фильм об Алене Киш, созданный режиссером Галиной Адамович.
Белорусская Пиросмани создавала произведения искусства для простых крестьян. Ее ковры висели на стенах наших предков и напоминали о прекрасном, а теперь,...