Научиться рисованию с нуля в Витебске могут и взрослые
08.01.2014 19:00
—
Новости Культуры
|
|
- Я часто вспоминаю одну девушку, которая пришла к нам записываться, - рассказывает преподаватель студии магистр искусств Марина Карман. - Она зашла к нам в музей и сразу с порога спрашивает: "А вы еще записываете тех, кто не успел?" Странный вопрос, правда? Но я ее сразу поняла: она не успела научиться рисованию в детстве, может, не было времени на это в юности, поступая, выбрала специальность, далекую от изобразительного искусства… Одним словом, не успела, а мечта осталась. И наша студия - возможность свою мечту реализовать. У студийцев большая мотивация, они быстро все схватывают.
В этом году у Марины 33 учащихся: три группы по 11 человек. Марина считает, что это - оптимальное число людей, с большим количеством работать сложнее. Пока начальный курс рассчитан на 1 год. Чтобы познакомиться с теми, кто "не успел", а заодно посмотреть, как проходят занятия в этой необычной студии, предлагаю Марине свою помощь. Все, что я могу сделать для рисующих людей - побыть натурщицей. Марина рада: найти желающих позировать не так просто. "Это нелегкая работа, - сразу предупреждает она. - Когда я была студенткой, час натурщика стоил дороже часа преподавателя".
Итак, в субботу мне предстоит тяжелый труд. Занятия студии проходят в малом зале Центра современного искусства. Угловая комната с огромным окном подходит как нельзя лучше: здесь светло, довольно просторно, для того чтобы разместить все 11 мольбертов, на стенах - картины очередной выставки. Чем не мотивация?
- Для нас хороша любая модель, которая согласилась позировать, - улыбается преподаватель. - А если серьезно, чем правильнее черты лица и фигура, тем хуже модель. В Академиях художеств очень часто позировать приглашают людей выпивающих, бомжей. Они имеют нестандартную внешность. А чем больше неклассических черт, тем интереснее передать характер. Но у вас тоже лицо интересное. Я даже жалею, что у меня самой нет времени порисовать.
Марина предлагает мне место на кубе, который поднят на небольшой подиум - натурщик должен быть виден всем. На занятиях люди разных возрастов, есть даже трое мальчишек 10-12 лет, которым уже поздно начинать занятия в детских изостудиях. Но эта группа - исключение из правил, в других детей нет. В основном в студии занимаются мужчины и женщины от 25 до 40 лет, есть дама, которой 45.
Я нахожу за окном объект, на котором фокусирую взгляд, замираю. И только тут мне становится понятно, что рисовать меня будут с разных ракурсов: у кого-то будет фас, у кого-то - профиль.
Марина напоминает, что человеческое лицо состоит из геометрических фигур и задача художника - найти правильные пропорции между ними:
- Не надо спешить все сразу детально прорисовывать, - педагог склоняется над мольбертом. - Сначала впишите лицо в прямоугольник, посмотрите, как будет идти подбородок, каким будет овал лица.
Оказывается, учащиеся этого курса должны постигать науку рисования куда быстрее, чем студенты учебных заведений, где учат изобразительному искусству: там, к примеру, на рисование гипсового носа, отводят несколько пар занятий. Студийцы занимались этим лишь однажды. Точно так же, как и рисованием отдельно губ, глаз, уха, гипсовой головы: здесь растягивать программу - непозволительная роскошь. Понимая это, я не слишком верю в то, что мои портреты будут сегодня похожими на меня. И даже больше, чем расслабить затекающую спину, хочется покоситься на рисунок на ближайшем мольберте.
Через час положен перерыв. Но от работы отрываться никто не спешит. Естественно, на месте остается и натура. Первыми уходят мальчики: они устали уже минут 15 назад, но вести себя во взрослой компании стараются по-взрослому. Наконец расходятся и остальные. У студийцев есть возможность посмотреть новую выставку в большом зале ЦСИ, а натурщику в небольшом кабинете наливают чаю.
- Марина, и все-таки, учить рисованию легче взрослых или детей?
- Однозначно, взрослых. В подкорке взрослого человека прочно сидят дисциплины, пройденные в школе. Академический рисунок строится по законам математики и геометрии. А вот наши мальчики, не до конца освоившие эти предметы, некоторые вещи понимают намного хуже.
- То есть, рисование - это не музыка. Рисованию можно учиться в любом возрасте?
- Мне кажется, что и музыке тоже. Главное в учебном процессе - это мотивация. У моих учеников она на должном уровне. Интересно, что в первую очередь их привлекает академическая живопись, классический рисунок. Они пока не очень чувствуют абстрактное, цвет. Потому мне бы хотелось после азов на одном из занятий предложить им побыть импрессионистами, объяснить, почему возник импрессионизм. Ведь люди обычно думают, что все на картинах должно быть подробно выписано. Но я надеюсь, где-то через полгода мы по-настоящему займемся творчеством. Я даже планирую инсталляцию им предложить. А весной я хочу устроить пленэр.
Через 15 минут пора возвращаться в зал. Студийцы уже на местах. Для меня сейчас самое сложное - занять ту же самую позу. Ее корректируют сами художники: голову чуть ниже, поворот немного больше. Второй час дается тяжелее. Невольно вспоминаю, что у профессионалов натурщики работают до 6 часов.
- На следующее занятие приносим пастель, - объявляет Марина. Студийцы не согласны, им не хочется оставлять занятия графикой. Тем не менее педагог стоит на своем: - К карандашу еще вернемся. Но таким серым дням нужно добавить цвета. Хотя бы в занятиях рисованием.
Наконец заканчивается и второй час. Педагог рассматривает готовые работы, делает замечания. Как ни странно, на каждой из них я действительно узнаю себя - портреты отнюдь не дилетантские. Заметив мое удивление, одна из студиек, немного поколебавшись, предлагает мне забрать портрет на память. Я не могу принять такого подарка, но с позволения художницы делаю его фото. А по прошествии времени очень жалею, что не сфотографировала остальные портреты. Спустя год занятий Марина планирует выставку работ студийцев. Пока же рисунки и наброски они забирают домой.
- А что будет, когда курс закончится? - меня уже волнует творческая судьба этих людей.
- Если у студийцев будет желание продолжать, я составлю программу еще на год. Тогда уже можно вводить более сложные техники, совершенствоваться. У некоторых совершенно точно есть творческое будущее. Но они больших планов пока не строят.
То, что студия "Чистый цвет" появилась именно при ЦСИ, - явление закономерное. Для одних она станет творческим стартом, для других останется полезным времяпрепровождением. Но в любом случае, возможность успеть реализовать свою мечту есть теперь у всех несостоявшихся живописцев.