Между добром и злом
31.05.2014
—
Новости Культуры
|
В одном из фрагментов Евангелия можно прочитать, как Иисус сказал, что невозможно украсть имущество, сначала не связав сильного властелина дома, в котором оно находится. Контекстом этой фразы было обвинение фарисеями Иисуса в том, что Он изгоняет демонов силою князя демонов. Фарисеи не могли отрицать сам факт исцеления и потому объяснили его союзом с «бесовским князем». Обвинители Иисуса пытаются убедить не только других, но и самих себя в собственной правоте. А для этого нужны обвинения как можно более тяжкие, и уже неважно, насколько они правдоподобны. Иисус же отвечает на это указанием на нелогичность таких заявлений: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет». Поэтому сильный — это дьявол, а Сильнейший — это Тот, кто победил дьявола. Один из проповедников обратил внимание, что можно на эти слова Иисуса посмотреть с другой стороны. Освобожденная от власти демонов личность была когда-то сама порабощена. Тогда в приведенном отрывке «сильный» может означать человека. Каждый из нас получил от Бога разум и свободную волю. Человеческую личность не так-то легко победить, чтобы лишить счастья. Для начала необходимо человека связать. Чем же связывается человек? Человек порабощается, связывается ложью. Можно не нападать на корабль, не захватывать его, но испортить его навигацию. Тогда команда корабля сама приплывет в пиратскую гавань. Так и дьявол связывает человека неправдою. Библия говорит, что это свойственно его природе, потому что «он лжец и отец лжи». Именно отец, так как он становится причиной того, что ложь входит в человеческие отношения. Таким образом, началом каждого греха является неправда. Это можно заметить уже в рассказе, содержащемся в самом начале Библии, о грехопадении первых людей. В Писании сказано о «древе познания добра и зла», с которого Бог запретил есть плоды людям. Этот рассказ необходимо воспринимать символически. Богу не было жалко каких-то плодов конкретного дерева, например яблони. Древо познания добра и зла символически выражает ту непреодолимую границу между человеком и Богом, Творцом и творением, которую люди своими силами не могут перейти. Ложь дьявола, который представлен в образе змеи, состояла в том, что человек сможет «быть как боги», перейдет границу между Творцом и творением, будет самолично решать, что добро, а что зло. Посеяв сомнение в сердце человека, дьявол добился своего — человек перестал доверять своему Создателю, перестал Его любить. Любовь — первое призвание человека. Любить может только тот, кто свободен, поэтому человеку дано право выбора между добром или злом, пользуясь свободной волей. Иначе люди были бы роботами, лишенными возможности любить. Под любовью подразумевается не столько чувственный элемент, сколько свободно выбранное человеком состояние. Вопрос дьявола, обращенный к Еве, не заключает в себе ложь, но склоняет к ней: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?». Этот вопрос порождает эмоции, а ложь часто рождается в эмоционально возбужденном состоянии. Несмотря на самые тяжелые грехи человека, Бог не перестает его любить и ждать его покаяния, как ждал отец из евангельской притчи о блудном сыне. В этой притче три главных героя — отец и двое его сыновей. Эту притчу толкователи Писания предлагают называть «Притчей о добром отце» или «Притчей о двух братьях». Обратив внимание на личность блудного сына, мы находим в себе много схожих с ним черт. Отец, следуя просьбе сына, разделяет свое имущество и дает ему определенную часть. Отец дает свободу своему чаду. Как же это похоже на ту свободу выбора, которая дана нам от Небесного Отца? Сын уходит в далекие страны. Так человек покидает мир Бога и прекращает с ним отношения. Постепенно он теряет то, что досталось ему по наследству. Единственным его желанием становится потребление. Ему кажется, что он хочет взять от жизни все. Он не принимает никаких заповедей, никаких авторитетов. Остается только желание абсолютной свободы, живя только для себя. В этих размышлениях блудного сына легко заметить современный бунт человека против Бога и Его закона, сомнение в любых моральных нормах и желание неограниченной свободы. Под образом растраченной части наследства можно понимать саму сущность блудного сына, которую он потерял. Он «прогулял» самого себя. Становясь абсолютно свободным, как ему кажется, он стал рабом своих желаний — пастухом свиней, который хочет доесть их корм. Став, на первый взгляд, абсолютно свободным, он опустился на самое дно — он теперь жалкий слуга. Человек, который воспринимает свободу как своеволие, живет в обмане, потому что сущность человеческой личности заключается в разделении своей свободы с другими. В человечности глубоко вписаны дисциплина и нормы, поэтому свобода будет заключаться в их принятии. Однако в этот момент происходит обращение. Блудный сын осознает свою духовную нищету. В доме своего отца он был свободным человеком. Уйдя из дому, живя очень далеко, он ушел от самого себя. Он жил далеко от истины о своем существовании. Возвращение блудного сына, как образ обращения каждого грешника, начинается с осознания пребывания в чужой стране — осознания собственной греховности. Этот внутренний путь человека не должен прерваться на общих размышлениях о своей греховности. Грех — это духовная болезнь. Мало сказать себе — я болен, следующий шаг — это осознание того, в чем именно я согрешил. Отец все это время отсутствия сына ждал его возвращения и, завидев его издали, выходит ему навстречу. В объятьях отца сын исповедует произошедшее с ним — он сознательно совершил ошибку, когда не захотел быть сыном столь любящего отца. Действительно, он больше не достоин называться его сыном, однако любовь отца настолько велика, что нет границ его прощению. Так как нет греха, которого не мог бы простить Господь, кроме греха против Духа Святого. Грешит против Духа Святого тот, кто не проделал этот внутренний путь блудного сына — осознание совершенного греха и признание в нем с просьбой о прощении, т.е. тот, кто не просит о прощении, не может быть прощен. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В одном из фрагментов Евангелия можно прочитать, как Иисус...
|
|