По информации пресс-службы Белгазпромбанка, это учреждение во второй раз обращается к наследию Дмитрия Стеллецкого: в прошлом году банк приобрел его картину "Ночь святого Иоанна", которая стала первым произведением мастера, возвращенным в Беларусь - на историческую родину автора.
После нынешнего аукциона корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась новыми артефактами, созданными Стеллецким - диптихом "Бояре" и картиной "Сказка". Согласно данным, размещенным на сайте MacDougall's, диптих был продан за 144.427 евро (в эквиваленте), а "Сказка" - за 42.749 евро. Кстати, MacDougall's является единственным аукционным домом, который специализируется исключительно на русском искусстве: торги проходят два раза в год во время "Русских Недель" в Лондоне (в июне и декабре) и включают в себя картины русских художников XIX -XXI веков, а также графику, иконы и декоративно-прикладное искусство.
В банке рассчитывают, что благодаря новым поступлениям в корпоративную коллекцию белорусы смогут получить более полное представление о творчестве знаменитого земляка, о его уникальном стиле, соединившем традиции древнерусского искусства и европейской живописи модерна.
Справка "БК"
Стеллицкий Дмитрий Семенович (1 (13) января 1875 Брест-Литовск - 1947 Париж) - скульптор, художник, сценограф, иконописец. Родился в семье военного инженера Семена Васильевича Стеллецкого. Мать Екатерина Георгиевна умерла 1 мая 1877, сохранился памятник на Тришинском кладбище в Бресте. Детство Стеллецкого прошло в имении его отца в д.Шестаково Брестского уезда (ныне в Каменецком районе). В 1896 отец будущего художника получил разрешение на переезд в Петербург. И вся семья Стеллецких поселилась на Васильевском острове, на 9-й линии в доме № 22. В этом же году Дмитрий Семенович поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге. В 1897 перешел на скульптурное отделение, которое было им окончено в 1903. Жил в Петербурге, много путешествуя по старинным русским городам и монастырям. Был членом Союза русских художников и "Мира искусства". Завоевал себе имя в первую очередь как скульптор. Выразительно раскрашивал свои произведения (обычно из гипса или дерева), стремясь возродить яркую скульптурную полихромию Средневековья и Ренессанса (бюст Леонардо да Винчи, 1906, Третьяковская галерея; "Знатная боярыня (Марфа Посадница)", 1910, Русский музей). Успешно работал и как мастер скульптурного портрета. Часто обращаясь к мотивам национальной старины, стал одним из наиболее ярких представителей модернистского "русского стиля". Переписал славянской вязью "Слово о полку Игореве", украсив его своими орнаментами и иллюстрациями (Третьяковская галерея). Успешно выступал как живописец и сценограф (эскизы декораций к опере "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова для Мариинского театра, 1910; Русский музей и Третьяковская галерея).
В начале Первой мировой войны оказался в Париже и в Россию не вернулся, оставшись во Франции. Продолжал плодотворно работать как живописец-станковист, скульптор и сценограф. В 1925 стал одним из учредителей общества "Икона", поставившего своей целью заботу о традициях православного религиозного искусства. Внес выдающийся вклад в продолжение этих традиций, украсив своими иконами и фресками немало храмов русского зарубежья, а также исполнил целый ряд икон и рельефное распятие с надписью в память о погибших в Первой мировой войне. Умер в Сент-Женевьев-де-Буа 12 февраля 1947 года.
Кстати, ученый-нобелиат Петр Капица - двоюродный племянник Дмитрия Стеллецкого. В близком родстве с ним также знаменитая Анна Марли - автор гимна французского Сопротивления в годы Второй мировой войны "Песня партизан".